Главная страница
Карта сайта |
Автобус "АС-1" (СВАРЗ-6240)
Автобус АС-1 на
территории пятого автобусного парка, 1994 год.
Технические характеристики опытного
образца АС-1 (в скобках - машины
опытно-промышленной партии)
Годы выпуска: |
1993 (1994-1995) |
Всего выпущено машин: |
1 (5) |
Число мест: <для сидения> -
<максимальное> |
38 - 204 |
Колесная формула |
6х2 |
Двигатель: |
дизель Д463-10 с турбонаддувом
(Д463-15) |
мощность, л.с. |
192 |
Число передач: |
6 |
База, мм |
5840+6590 |
Длина/ширина/высота, мм |
17990/2500/3060 |
Колея передних/задних колес, мм |
2050/1840 |
Свес передний/задний, мм |
2510/3050 |
Снаряженная масса, кг |
14340 |
Скорость, км/ч |
65 |
Эксплуатационный расход
топлива, л/100 км |
45,5 |
В начале 1990-х гг. в Москве создалась тяжелая
ситуация с пополнением автобусного парка,
сочлененные "Икарусы" из-за границы
поступать практически перестали, их импорт стал
слишком дорог. Вдобавок к этому на Ликинском
автобусном заводе демонтировали конвейер, на
котором выпускали автобусы ЛиАЗ-677.
В этих условиях из кризиса решили выходить
наиболее радикальным способом - самостоятельно
создавать подвижной состав. Первоначально, в 1993
г. решено было совместно с ЗИЛом выпускать
трехосный 15-метровый автобус на базе
"Неоплана". Под это дело "Мосгортранс"
был даже готов отдать территорию недостроенного
17-го автобусного парка. Однако, из-за
несогласованности сторон, этот проект не был
воплощен. Однако перспективное направление -
развитие собственного автобусостроения,
осталось. Основные задачи, которые
предполагалось решить: исключить зависимость от
импорта; наиболее полно удовлетворять условиям
эксплуатации; сохранять и увеличивать число
рабочихх мест в регионах; сократить материальные
издержки.
В 1993 г. на Сокольническом вагоноавторемонтном
заводе приступили к проектированию автобуса
особо большой вместимости на базе автобуса ЛиАЗ-5256
(кузов на 90% состоял из элементов этого автобуса).
И уже в конце года первый автобус поступил в 5-й
автобусный парк столицы. Машина с условным
названием АС-1 (Автобус Сочлененный,
первая модель) полностью базировалась на узлах и
агрегатах отечественного производства. Дизель
Алтайского моторного завода (АО
"Алтай-дизель", г. Барнаул) развивает
мощность в 200 л.с. и оснащен
турбонаддувом, специалисты завода работали и над
более мощным мотором. Коробка передач -
механическая, шестиступенчатая. Передний мост - ЛиАЗ-5256,
средний ведущий и задний - производства
Ишимбайского завода транспортного
машиностроения. На машины выпуска лета 1995
г. планировалось установить автоматическую
коробку передач и АБС. Также проектом была
предусмотрена шумоизоляция пола, но на первых
машинах она отсутствовала. Машина оборудована
четырьмя двухстворчатыми дверями,
позаимствованными от ЛиАЗа-5256. Сиденья -
из двух подушек на трубчатом каркасе. На задней
площадке и вблизи тамбура-гармошки сиденья
отсутствуют.
Тот же автобус год
спустя в 5-м автобусном парке, все еще на
испытаниях.
Предполагалось, что при серийном производстве
стоимость АС-1 могла бы составить 90
тыс. долл. США, что примерно на 30% дешевле
"Икаруса". В соответствии с ГОСТом, новой
модели был присвоен индекс СВАРЗ-6240.
Первая машина начала в 1994 г. испытания в
5-м автобусном парке, где получила парковый N5242
(в конце 1994 г. при переходе на
пятизначную парковую нумерацию, номер изменился
на 05296). В начале 1994 г. было
принято решение о выпуске опытно-промышленной
партии в количестве 20 автобусов.
Одновременно велась подготовка серийного
производства с выпуском в 1995 г. первой
промышленной партии в количестве 200
штук. Однако эксплуатация первой и пока что
единственной машины выявила ряд недостатков в
конструкции. Были модернизированы
пневмоподвеска и система питания топлива.
Требовалась и модернизация двигателей автобуса.
Алтайский моторный завод подготовил
модифицированный двигатель Д463-15,
который оправдал наежды СВАРЗовцев. Несмотря на
все усилия, всего за ворота СВАРЗа вышло АС-1 -
первый опытный и еще 5 автобусов (1 - в 1-й
половине 1994 г., 2 - во второй, в первом
полугодии 1995 г. - 2 машины),
которые в 1995 г. поступили в 13-й
парк, и получили NN 13118, 13214, 13460,
13545, 13646. Машина №13646
демонстрировалась летом 1995 г. на
Московском автосалоне на Красной Пресне. Однако,
впоследствии, она раньше всех исчезла из парка.
Возможно, она была впоследствии переименована в 13115,
т.к. такая машина одно время наблюдалась в парке.
Первые месяцы эксплуатации машин в 13-м
автобусном парке показала, что АС в
целом - неплохие автобусы. Парк был не против
получить еще несколько десятков таких автобусов,
однако этого никто не дождался. Серийное
производство автобусов так и не было налажено -
сказывалось то, что СВАРЗ - все-таки
ремонтный завод. В 1996 г. в Яхроме было
изготовлено 2 автобуса ЯАЗ-6211,
практических сходных по конструкции со СВАРЗ-6240.
Оба они поступили в 13-й автобусный парк.
Однако, и это производство не было превращено в
серийное. Первый ЯАЗ-6211 поступил в марте
1996 г., в 5-ю колонну - №13539). За
первые полгода эксплуатации машина ломалась
несколько раз - "летели" подшипники,
"рассыпался" карданный вал.
Из-за проблемы с запчастями уже через 2 года
автобусы вышли из строя. Первый АС-1 №05296
был разрезан на металлолом в 5-м автобусном
парке. По словам начальника 2-й колонны "ходила
она лишь благодаря терпению и настойчивости
закрепленных за ней водителей", иногородних.
Недоработанная машина буквально замучила их. В 13-м
автобусном парке к концу 1997 г. работали 13115,
13118, 13214, 13460 и 13545.
В 1998 г. все машины из-за проблем с
запчастями встали. Когда в 1999 г. встал
вопрос о передаче одного автобуса в коллекцию
Музея городского пассажирского транспорта
Москвы, выяснилось, что ни одного автобуса в
рабочем состоянии АС-1 не осталось.
Машины NN 13115, 13214 и 13460
были увезены из парка в неизвестном направлении
и разрезаны на металлолом. Автобусы NN13118 и
13545 и по сей день (июнь 2000 г.) стоят на
площадках частично разукомплектованными.
Дальнейшая их судьба непонятна.
ЯАЗ-6211 (NN 13189, 13539)
продолжают активно работать на маршрутах.
Использованные источники:
- С.Тархов "Городской пассажирский
транспорт Москвы. Краткий исторический очерк к
125-летию возникновения". М, 1997.
- Еженедельник "Авто" (13'1995).
- Архивы газеты "За отличный рейс".
|