Главная страница
Карта сайта |
Автобус "ЗИС-16"
Автобусы "ЗИС-16"
на сборочном конвейере. Фото из журнала
"Автомобильный транспорт"
Годы выпуска: |
1938-1941 |
Всего выпущено машин: |
? |
Число мест: <для сидения> -
<общее> |
27 - 35 |
Колесная формула |
4х2 |
Двигатель: |
|
число и рабочий
объем цилиндров, куб. см.: |
6 - 5555 |
мощность, л.с. и
частота вращения коленчатого вала, об/мин |
85 - 2800 |
Число передач: |
4 |
База, мм |
4970 |
Длина/ширина/высота, мм |
8490/2430/2820 |
Колея, мм |
1710 |
Снаряженная масса, кг |
5100 |
Скорость, км/ч |
65 |
Эксплуатационный расход
топлива, л/100 км |
37 |
После окончания реконструкции завода ЗИС, на
нем было возобновлено производство автобусов.В
марте 1938 г. началось производство нового
городского автобуса, получившенго наименование ЗИС-16.
Как и в случае с ЗИС-8, основу
конструкции новой машины составил грузовик ЗИС-5.
Однако, вместо базового, в автобусе
использовался новый форсированный 85-сильный
двигатель ЗИС-16 - модификация двигателя ЗИС-5.
Однако, даже модифицированный, двигатель не имел
перспектив на дальнейшее развитие, и уже в
послевоенный период ЗИСу пришлось взамен него
ставить на производство совершенно новый
двигатель. В приводе тормозов автобуса ЗИС-16
использовался вакуумный усилитель, а в подвеске
передних колес - рычажные гидравлические
амортизаторы.
И все-таки, несмотря на эти усовершенствования,
основу конструкции автобуса по-прежнему
составлял грузовой автомобиль, к компоновке,
конструкции рамы и подвеске колес которого
приспосабливались остальные узлы. Таким образом,
не только пол располагался на слишком большой
высоте (880 мм) над дорогой, но и весьма
нерационально использовались габариты машины.
Кузов был деревянный, из ценных пород дерева (бук,
дуб), обшитый металлическими листами.
В апреле 1938 г. первые автобусы ЗИС-16
стали курсировать по 6-му маршруту. В мае 1938 г.
первые автобусы поступили в Дружинниковский
автобусный парк. К лету 1939 г. в Москве был уже 31
автобус (на 2, 6, 10 маршрутах). К маю 1940 г. их
количество увеличилось до 260.
В марте 1945 г. был открыт Четвертый
(Дангауэровский) автобусный парк (сейчас -
Второй), который начал эксплуатацию 50 автобусов
ЗИС-16.
Летом 1941 г. в связи с начавшейся войной
производство автобусов было свернуто.
Большинство работавших в Москве машин было снято
с гороских маршрутов и мобилизованы в армию, либо
обслуживали гостиницы и МПВО. Нехватка бензина
заставила ввести на ряде линий движение на
газогенераторном топливе. Такие эксперименты
проводились перед войной, когда в 1939-40 гг. тра
машины работали на светильном газе. Первая
партия газогенераторных автобусов выпущена на
линию в конце августа 1942 г. Сзади к
автобусуприсоединялась колесная тележка с
газогенераторной установкой, из которой по
шлангу в мотор поступал газ. Эти установки
работали как на трофе, так и на чурках (на 100 км.
пути - 100 кг. чурок), которыми установки
заправлялись на конечных станциях. 5 машин ЗИС-16
работали на сжиженном газе от баллонов,
установленных под кузовом. Первый такой автобус
стал курсировать 18 сентября 1942 г. по линии
Киевский вокзал - Сетунь. Все маршрутные автобусы
в период войны выпускались на линии
Дружинниковским автобусным парком.
С 1939 по 1945 г. был организован выпуск упрощенной
модификации ЗИС-16 - санитарный автобус ЗИС-16С,
кузов которого предусматривал перевозку десяти
лежачих больных и десяти - сидячих. Машина
оснащалась тягово-сцепным приспособлением сзади
и двумя буксирными крюками спереди.
В феврале 1945 г. начались работы по
восстановлению автобусного хозяйства:
проводился капитальный ремонт машин,
возвращенных армией или находившхся в
консервации в автобусных парках. В течение 1945 г.
ЦАРМ и авторемонтные заводы Москвы провели
капитальный ремонт 403 машин ЗИС-8 и ЗИС-16.
Все газогенераторные двигатели были заменены на
бензиновые.
Весной 1945 г. Дружинниковский парк возобновил
эксплуатацию 35 машин ЗИС-16 на городских
маршрутах (в конце 1944 г. в городе действовали
только несколько пригородных линий). В мае
вернулись к пассажирским перевозкам автобусы
Второго (бывш. Дангауэровского) парка, а в конце
года ЗИС-16 стали выпускаться на линии и
Третьим парком.
В конце 1945 г. автобусным паркам военными были
переданы последние 300 автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16,
которые за время войны сильно износились и
требовали ремонта. Их ремонтом занимались в
течение 1946 г. авторемзавод № 5 и "Аремкуз".
В октябре 1948 г. часть переведенных из Третьего
парка автобусов стала эксплуатироваться в новом,
Четвертом.
Последние автобусы ЗИС-16 в Москве были
списаны в 1953 г. Ни один из автобусов не сохранился
до наших дней, уцелели лишь отдельные фрагменты
конструкции.
В материале использована
информация из книг С.А.Тархова "Городской
пассажирский транспорт Москвы. Краткий
исторический очерк к 125-летию возникновения".
М, 1997. и Л.М.Шугурова "Автомобили России и
СССР". М, 1993. |