МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Автобус "ЗИС-16"

ЗИС-16

Автобусы "ЗИС-16" на сборочном конвейере. Фото из журнала "Автомобильный транспорт"

Годы выпуска: 1938-1941
Всего выпущено машин: ?
Число мест: <для сидения> - <общее> 27 - 35
Колесная формула 4х2
Двигатель:  
     число и рабочий объем цилиндров, куб. см.: 6 - 5555
     мощность, л.с. и частота вращения коленчатого вала, об/мин 85 - 2800
Число передач: 4
База, мм 4970
Длина/ширина/высота, мм 8490/2430/2820
Колея, мм 1710
Снаряженная масса, кг 5100
Скорость, км/ч 65
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км 37

После окончания реконструкции завода ЗИС, на нем было возобновлено производство автобусов.В марте 1938 г. началось производство нового городского автобуса, получившенго наименование ЗИС-16. Как и в случае с ЗИС-8, основу конструкции новой машины составил грузовик ЗИС-5. Однако, вместо базового, в автобусе использовался новый форсированный 85-сильный двигатель ЗИС-16 - модификация двигателя ЗИС-5. Однако, даже модифицированный, двигатель не имел перспектив на дальнейшее развитие, и уже в послевоенный период ЗИСу пришлось взамен него ставить на производство совершенно новый двигатель. В приводе тормозов автобуса ЗИС-16 использовался вакуумный усилитель, а в подвеске передних колес - рычажные гидравлические амортизаторы.

И все-таки, несмотря на эти усовершенствования, основу конструкции автобуса по-прежнему составлял грузовой автомобиль, к компоновке, конструкции рамы и подвеске колес которого приспосабливались остальные узлы. Таким образом, не только пол располагался на слишком большой высоте (880 мм) над дорогой, но и весьма нерационально использовались габариты машины. Кузов был деревянный, из ценных пород дерева (бук, дуб), обшитый металлическими листами.

В апреле 1938 г. первые автобусы ЗИС-16 стали курсировать по 6-му маршруту. В мае 1938 г. первые автобусы поступили в Дружинниковский автобусный парк. К лету 1939 г. в Москве был уже 31 автобус (на 2, 6, 10 маршрутах). К маю 1940 г. их количество увеличилось до 260.

В марте 1945 г. был открыт Четвертый (Дангауэровский) автобусный парк (сейчас - Второй), который начал эксплуатацию 50 автобусов ЗИС-16.

Летом 1941 г. в связи с начавшейся войной производство автобусов было свернуто. Большинство работавших в Москве машин было снято с гороских маршрутов и мобилизованы в армию, либо обслуживали гостиницы и МПВО. Нехватка бензина заставила ввести на ряде линий движение на газогенераторном топливе. Такие эксперименты проводились перед войной, когда в 1939-40 гг. тра машины работали на светильном газе.  Первая партия газогенераторных автобусов выпущена на линию в конце августа 1942 г. Сзади к автобусуприсоединялась колесная тележка с газогенераторной установкой, из которой по шлангу в мотор поступал газ. Эти установки работали как на трофе, так и на чурках (на 100 км. пути - 100 кг. чурок), которыми установки заправлялись на конечных станциях. 5 машин ЗИС-16 работали на сжиженном газе от баллонов, установленных под кузовом. Первый такой автобус стал курсировать 18 сентября 1942 г. по линии Киевский вокзал - Сетунь. Все маршрутные автобусы в период войны выпускались на линии Дружинниковским автобусным парком.

С 1939 по 1945 г. был организован выпуск упрощенной модификации ЗИС-16 - санитарный автобус ЗИС-16С, кузов которого предусматривал перевозку десяти лежачих больных и десяти - сидячих. Машина оснащалась тягово-сцепным приспособлением сзади и двумя буксирными крюками спереди.

В феврале 1945 г. начались работы по восстановлению автобусного хозяйства: проводился капитальный ремонт машин, возвращенных армией или находившхся в консервации в автобусных парках. В течение 1945 г. ЦАРМ и авторемонтные заводы Москвы провели капитальный ремонт 403 машин ЗИС-8 и ЗИС-16. Все газогенераторные двигатели были заменены на бензиновые.

Весной 1945 г. Дружинниковский парк возобновил эксплуатацию 35 машин ЗИС-16 на городских маршрутах (в конце 1944 г. в городе действовали только несколько пригородных линий). В мае вернулись к пассажирским перевозкам автобусы Второго (бывш. Дангауэровского) парка, а в конце года ЗИС-16 стали выпускаться на линии и Третьим парком.

В конце 1945 г. автобусным паркам военными были переданы последние 300 автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, которые за время войны сильно износились и требовали ремонта. Их ремонтом занимались в течение 1946 г. авторемзавод № 5 и "Аремкуз".

В октябре 1948 г. часть переведенных из Третьего парка автобусов стала эксплуатироваться в новом, Четвертом.

Последние автобусы ЗИС-16 в Москве были списаны в 1953 г. Ни один из автобусов не сохранился до наших дней, уцелели лишь отдельные фрагменты конструкции.

В материале использована информация из книг С.А.Тархова "Городской пассажирский транспорт Москвы. Краткий исторический очерк к 125-летию возникновения". М, 1997. и Л.М.Шугурова "Автомобили России и СССР". М, 1993.

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность