Главная страница
Карта сайта |
Автобус "ЗИС-8"
Фрагмент почтовой марки 1974 г.
Годы выпуска: |
1934-1936 |
Всего выпущено машин: |
547 |
Число мест: <для сидения> -
<общее> |
21 - 29 |
Колесная формула |
4х2 |
Двигатель: |
|
число и рабочий
объем цилиндров, куб. см.: |
6 - 5555 |
мощность, л.с. и
частота вращения коленчатого вала, об/мин |
73 - 2400 |
Число передач: |
4 |
База, мм |
4400 |
Длина/ширина/высота, мм |
7370/?/? |
Колея, мм |
1675 |
Снаряженная масса, кг |
4200 |
Скорость, км/ч |
60 |
Эксплуатационный расход
топлива, л/100 км |
33 |
Городской автобус на удлиненном шасси
грузовика ЗИС-5. В отличии от своего
предшественника АМО-4, от которого ЗИС-8
сохранил форму кузова, новый автобус получил
увеличенный (105 л вместо прежних 60) топливный бак
и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов
автобуса с деревянным каркасом и металлической
обшивкой был построен по проекту начальника
кузовного цеха ЗИСа И.Ф.Германа. В
противовес принятой тогда кустарной практике
изготовления деревянного каркаса в виде
неразборной клетки И.Ф.Герман предложил для ЗИС-8
делать подсобранные элементы каркаса, а затем из
них - целый узел. Такое решение во много раз
упростило и удешевило сборку.
Характеристика наиболее
распространенных упругих элементов подвески -
рессор, пружин или торсионов - такова, что их
жесткость в зависимости от нагрузки не меняется.
Поэтому переполненный пассажирами ЗИС-8
с рессорной подвеской шел по дороге довольно
плавно, пустую же машину бросало на неровностях
дороги, словно лодку на волнах.
Автобусы ЗИС-8 стали первыми
советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г.
партия из 16 машин ушла в Турцию, куда чуть раньше
прибыла и первая партия советских экспортных
автомобилей - 100 грузовиков ЗИС-5.
В связи с реконструкцией ЗИС во второй
половине 1936 г. выпуск автобусов ЗИС-8
пришлось прекратить. Однако по чертежам завода
автобусные парки и кузовные мастерские в
Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону,
Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сам изготовляли
автобусные кузова, монтируя их на шасси
грузовиков. Такое производство имело стихийный
характер и не контролировалось - как правило
изготавливаемые этими предприятиями машины не
имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы
старались усовершенствовать конструкцию ЗИС-8.
Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде
изготавливались машины с кузовом, более
обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗИСа. 2-м
авторемонтным заводом автотранспортного
управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936-го г. было
освоено производство автобусов АЛ-2 с колесной
формулой 6х2, использовавших удлиненную раму ЗИС-8.
Кузовной отдел НАТИ (сейчас - НАМИ) в 1935 г.
спроектировал и построил автобус для курортов на
шасси ЗИС-8.
Кроме пассажирских автобусов, на шасси ЗИС-8
были разработаны и построены специализированные
фургоны для перевозки мясопродуктов, хлеба,
промтоваров.
Автобус ЗИС-8 на
пл. Маяковского, 1939 г.
Первые три машины в апреле 1934 г. поступили в
Дружинниковский парк (сейчас - 1-й автобусный
парк), а всего в первом полугодии 1934 г. - 19
автобусов. В январе 1936 г. первые автобусы
поступили и в Бахметьевский (сейчас - 3-й
автобусный) парк.
В мае-июле 1936 г. на маршруте № 4
(Краснопресненская застава - Хорошевский
Серебряный бор) испытывались три автобуса ЗИС-8
с прицепами, построенными в мастерских
Бахметьевского парка. В 1937 г. Москва получила
большую партию автобусов ЗИС-8, у
которых на ЗИСе были изготовлены лишь шасси,
кузова же изготовил заводо "Аремкуз". В то
время почти весь парк московских автобусов
состоял из ЗИС-8. В частности,
Дружинниковский парк в 1937 г. был
полностьюукомплектован ими.
С началом Великой Отечественной войны
большинство автобусов ЗИС-8 было
мобилизовано на военную службу, а остальные
законсервированы в парках. Бахметевский парк
было переоборудован в авторемонтные мастерские
для военных машин, а автобусы реквизированы
армией и частично переданы во Второй парк, где
они использовались для военных нужд. В феврале 1945
г. начались работы по восстановлению автобусного
хозяйства - проводился капитальный ремонт
возвращенных армией, а также расконсервация
остававшихся в городе автобусов. Последние
автобусы были возвращены армией в самом конце 1945
г. Помимо Первого (Дружинниковского),
восстановленные автобусы были размещены и во
Втором автобусном парке, а также возвращены в
Третий. В октябре 1948 г. часть автобусов из
Третьего парка были переведены в новый
Четвертый.
При послевоенном восстановлении пригородного
автобусного сообщения нехватку
специализированных машин восполняли путем
модернизации автобусов ЗИС-8. Их салон
делали более комфортабельным и приспособленным
для поездок на средние расстояния. В частности,
вместо 21 сиденья устанавливали 19, но более
комфортабельных для пассажиров. Некоторые
автобусы оснащались двигателями ЗИС-120,
которыми комплектовались в основном грузовики ЗИС-150.
Несмотря на то, что к 1946 г. машины исчерпали
установленный срок службы, из-за отсутствия
замены списывать их не стали. Только в 1948 г.
началось массовое поступление в парки Москвы
более современных автобусов. Последние ЗИС-8 были
списаны в 1950-51 гг.
Многим памятен один из персонажей фильма
"Место встречи изменить нельзя" - автобус по
прозвищу "Фердинанд". Несмотря на
поразительное сходство с ЗИС-8, к
сожалению, этот автобус не более чем отлично
сделанная копия легендарной машины, какое-то
время после съемок картины находившаяся в
подмосковном Калининграде (ныне Королев). К концу
1970-х гг. "живых" ЗИС-8 на территории
СССР практически не осталось. По обрывочным
сведениям, в 80-х гг. ЗИС-8 видели в Турции,
райцентре Фирово Калининской области, в
хозяйстве театра им. Волкова в Ярославле. Похоже,
до сегодняшнего дня не сохранилась ни одна
машина, правда в Москве чудом уцелела рама от ЗИС-8.
Однако, учитывая просторы нашей страны, все может
быть, и, возможно, мы еще увидим ЗИС-8.
Автобусы ЗИС-8, модернизированные для
пригородного сообщения. Фото из журнала
"Автомобильный транспорт". (5'96)
В материале использована
информация из книг С.А.Тархова "Городской
пассажирский транспорт Москвы. Краткий
исторический очерк к 125-летию возникновения".
М, 1997. и Л.М.Шугурова "Автомобили России и
СССР". М, 1993, а также комментарии Андрея
Богомолова. |