Главная страница
Карта сайта |
Нерентабельный автобус
(интервью с директором 16-го автобусного парка
Геннадием Васильевичем Сидельниковым)
Беседовал: Владимир Ратманский. Текст
приводится по газете "Южные горизонты" N23-2000,
с небольшими изменениями.
16-й автобусный парк расположился на самой
макушке Южного округа, в Орехово-Борисове, подле
МКАД. 20 маршрутов. 338 машин. 195 автобусов ежедневно
выходят в рейс. 55 процентов из них - сочлененные
"Икарусы", 44 наших "ЛиАЗа", 24
"мерседеса" турецкого производства.
ВОПРОС: Сложное у Вас хозяйство,
Геннадий Васильевич. Новые машины поступают?
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: Автобус, знаете ли,
машина недешевая. "Икарус-гармошка" стоит 125
тысяч долларов. Покупает машины для нас
Мосгортранс. В прошлом году при потребности в 30
автобусов получили 9. Средний же возраст
подвижного состава - семь с половиной лет. Много
это или мало? Ну, например, в киевских
государственных автобусных парках машинам в
среднем по 12 лет. Вообще же автобус полностью
амортизируется при пробеге 580 тысяч километров.
Таких "старичков" у нас 41.
В.: А что же, наши автобусы вы сейчас не
получаете?
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: За последние восемь лет -
ни одного. В принципе мы привыкли к
"Икарусам", а они адаптировались к нашим
условиям. Нет проблем с запчастями: работаем с
четырьмя-пятью поставщиками. Проблемы, как
всегда, с деньгами. На сегодняшний день мы
задолжали 4,8 миллиона рублей. Сами автобусы
поступают из Венгрии недооборудованными. Их
доводят до ума на Тушинском авиационном заводе:
тем самым правительство Москвы создало
несколько сотен новых рабочих мест.
В.: После повышения цен на проезд вы
купаетесь в золоте?
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: В бриллиантах... Ну да,
наши доходы увеличились на 20 процентов, которые
тут же съело увеличение стоимости топлива.
Реальная себестоимость перевозки одного
пассажира на данный момент... 11 рублей. Понимаете?
Причем к зиме эта цифра возрастает до 13 рублей. А
есть парки, где себестоимость перевозки
значительно выше. Так, например, 13-му парку
приходится арендовать ремонтные базы. У нас-то
они свои.
В.: Таким образом, 70 и более процентов
затрат городского транспорта дотирует
государство?
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: Совершенно верно. А
теперь поглядите на автобусный парк изнутри. У
нас работают 513 человек. В основном, естественно,
водители - по большей части ребята до 30 лет. Режим
следующий. "Доцент бараночных наук" встает в
полчетвертого утра. 13 ночных маршрутов собирают
шоферов по всему городу (львиная доля из них -
жители Южного округа) и привозят в парк к 4.30-4.45. В
5.02 первый автобус подается на первую остановку.
Последняя ночная машина приходит в парк в два
часа ночи. То есть мы работаем почти
круглосуточно. График водителя таков: 12 часов за
рулем - через день. Либо: с пяти утра до трех
пополудни - два дня, затем выходной, после чего в
рейс с 15 часов до двух ночи. Этот вариант еще
идеальный. Каждый, как правило, крутит баранку
сверхурочно от 30 до50 часов в месяц. При этом
многие горят желанием идти в сверхурочный рейс:
зарабатывать-то надо. А зарплата у шофера - 6,5
тысячи "грязными": для такой тяжелой работы,
считаю, мизер. Отсюда текучка (за семь месяцев 2000
года - 19,5 процента москвичей и 20 - у иногородних).
Жуть. Как вы думаете, должен я как-то
заинтересовать людей приходить в парк? Учебный
комбинат Мосгортранса принимает ребят
бесплатно. На балансе парка детский сад. Своя
база отдыха в Тамбовской области: путевка на 18
дней с трехразовым питанием обходится
сотрудникам в 500 рублей. Путевки в детские лагеря
получают все желающие. Пару лет назад нам удалось
достроить оздоровительный комплекс с душевыми,
сауной, теннисными столами, двумя футбольными
залами, где можно проводить матчи по мини-футболу
(такими, кроме нас, располагает в городе только
одно трамвайное депо). Наконец, у у нас своя
футбольная школа. Команда "Спартак-2" играет
в высшей лиге первенства Москвы.
В.: Стало быть, все не так плохо?
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: Понимаете, что
получается: все, что нам удается заработать,
приходится отдавать на покрытие убытков.
Ситуация парадоксальная: в условиях
капиталистического производства нам невыгодно
зарабатывать больше! Чем больше заработаешь, тем
меньшую получишь дотацию. Какой смысл требовать
от сотрудников поиска дополнительных заработков
для парка, если я не смогу за инициативу
выплатить им вознаграждение? А ведь мы скоро
станем согласно закону госунитарным
предприятием, в уставе которого записано:
основная цель - получение прибыли. Конечно, во
всем мире муниципальный транспорт дотируется
государством. Но ведь на Западе аналогичные
предприятия могут развиваться: им заложен
процент рентабельности. И я обязан думать о том
же. Обязан вкладывать средства в модернизацию
производства. Обязан повышать людям зарплату и
улучшать их социальные условия. Это основа
эффективности.
В.: Теперь понятно. К тому же далеко не
все жаждут вам платить.
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: И в этом смысле нам очень
помогло введение службы кондукторов - 3,5 года
назад мы набрали людей, скажем, без опыта работы -
медиков, учителей. В результате четко вычислили
среднее количество зайцев, средние
пассажиропотоки и сумму выручки, которая
увеличилась усилиями кондукторов в семь раз.
В.: Количество льготников, по некоторым
оценкам, достигает 70 процентов. И что делать?
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: Это проблема
федерального масштаба. Надо конкретно
разбираться с каждой категорией льготников.
Например, я не знаю, сколько получает сотрудник
службы безопасности и может ли он оплатить свой
проезд... В Московской области началась работа по
выявлению числа льготных категорий по каждому
отдельному району для того, чтобы не
распределять дотации уравнительно. В некоторых
районах Подмосковья отменили льготы для
сотрудников органов юстиции. Реакция была крайне
негативной, вплоть до проведения внеплановых
проверок транспортных предприятий. Хотя льготы
отменяли не директора, а главы администраций.
Дело-то в том, что транспортники исчерпали все
финансовые резервы. Мы говорим о Москве. А к
примеру, в Тамбове водитель получает полторы
тысячи рублей. Перевозки там сократились на 50
процентов. Так что затронутая вами проблема -
общефедерального уровня.
В.: Но Вы знаете: я совсем не ожидал
увидеть территорию парка столь чистой, с
ухоженными аллеями и даже новым комплексом,
открытым в честь 55-летия Победы.
Г.СИДЕЛЬНИКОВ: Стараемся. Люди должны
работать в человеческих условиях. Грязь, знаете
ли, эффективности и трудолюбия не прибавляет. Да
и не хотелось бы мне ныть, ссылаясь на море
проблем. Перемелется - мука будет, то бишь
стабильный, сплоченный коллектив. Ну а моя
голубая мечта весьма скромная: процент
рентабельности для нашего парка. Тогда все
образуется. |