Главная страница
Карта сайта |
Начальник Московской железной дороги
Геннадий Фадеев
в эфире радиостанции "Эхо Москвы"
4 августа 2000 г. (14:15-14:45)
Ведущий: Ольга Бычкова
Текст взят с сайта радиостанции
"Эхо Москвы"(http://echo.msk.ru).
О. БЫЧКОВА: Добрый день, Геннадий
Матвеевич!
Г. ФАДЕЕВ: Добрый день!
О. БЫЧКОВА: Хочу Вас заранее поздравить
с наступающим Днем железнодорожника -
послезавтра.
Г. ФАДЕЕВ: Спасибо!
О. БЫЧКОВА: И давайте сейчас поговорим
сначала о проблемах железной дороги. Этим летом
во многих регионах большие трудности с покупкой
железнодорожных билетов, люди не могут выехать
неделями, очереди, ажиотаж. Что в Москве?
Г. ФАДЕЕВ: Если точно и твердо ответить
на этот вопрос, то сегодня проблем выезда из
Москвы у касс нет. Вот я сейчас буквально
позвонил, мне доложили, что не более 4-5 человек у
касс. Я думаю, это нормальная обстановка. На самом
деле, мы столкнулись с тем, с чем давно не
сталкивались - с массовым невывозом пассажиров, и,
как вы правильно подчеркнули, по всем регионам
страны. Ну, я буду говорить о московской дороге,
по Москве. Мы прогнозировали прирост
пассажиропотока в июле на уровне 30-35%. Но наши
ожидания спрос превзошел, причем в разы. По нашей
оценке, пассажиропоток на Новороссийск, в Анапу
вырос в 2 раза, а Адлер, Сочи - на 60%. Ну, и
естественно, мы не были готовы к такому приросту
как по наличию вагонов, так и по пропускным
способностям на этом направлении. Это, прежде
всего, было вызвано, я думаю, вы это как-то не
заметили, очень сильным ростом цен на авиабилеты.
И пассажир, образно говоря, спустился с воздуха
на землю, ну, и практически встретились с такими
проблемами. Я должен сказать - мои
железнодорожники все задействовали в
экстремальной обстановке, порядка 10 дней весь
резерв парка вагонов был поднят, может быть, не в
том качестве, как это следовало бы сделать для
людей, но обстановка заставила нас сделать это
быстро. Я думаю, сейчас главная задача нам -
вывезти с юга страны к школе семьи отдыхающих.
Уже сейчас нас буквально засыпали телеграммами
украинские железнодорожники с просьбой
направить порожние составы в Крым за вывозом
россиян. Они не имеют такого подвижного состава.
Мы готовимся, и я так оцениваю - порядка 90
дополнительных составов готовится в целом по
стране, и направляют их на юг для того, чтобы не
повторить то, что произошло. Ну, я думаю, этот
сигнал нужен был нам и для того, чтобы мы за зиму
подготовились так, чтобы следующее лето уже
встречать с большим приростом пассажиропотока,
если такая тенденция перемещения населения
будет.
О. БЫЧКОВА: Но цены растут не только на
самолеты, но и на поезда. Что это за решение
министерства по антимонопольной политике об
индексации тарифов на перевозки пассажиров
железнодорожным транспортом на 25%? О нем стало
известно сегодня.
Г. ФАДЕЕВ: Мы вчера встречались на
Ярославском вокзале на пресс-конференции вместе
с министром. И мне известно из его заявления о том,
что он обратился в министерство по
антимонопольной политике, чтобы с октября
повысить в дальнем сообщении стоимость билетов
на 30%. Ну, вот сейчас мне стало известно, буквально
на ходу, что подписано где-то с 10 сентября, но я не
имею этого документа, пока по телефону об этом
говорят.
О. БЫЧКОВА: И не 30%, а на 25%.
Г. ФАДЕЕВ: Да. Ну, вы знаете, секрета, я
думаю, нет о том, что у нас пассажирские перевозки
очень большие имеют убытки. И компенсации никто
нам не дает. Я приведу такой пример: в прошлом
году мы перевезли 572 миллиона пассажиров, это
Московская только дорога, это примерно 43% всех
пассажиров, перевозимых в стране. Из них 300
миллионов - бесплатно. В этих 100 миллионах
примерно 150 - это льготники, а остальные - без
билетов. Поэтому ситуация у нас просто
критическая. Попытки найти решение, чтобы
государство взяло на себя или те ведомства,
работникам которых даны льготы, взяли на себя эти
расходы, ничего не получается у нас. И это не один
год. Поэтому мы вынуждены пойти на эту меру, имея
в виду - я не помню, индексация была в дальнем
сообщении год спустя, всего лишь, а что вокруг нас
делается, я думаю, всем известно. Поэтому это -
необходимость. Это не просто для того, чтобы
обогатиться. Вы знаете, в каком состоянии у нас и
подвижной состав, и вокзальное хозяйство, и т.д.
О. БЫЧКОВА: Об этом мы поговорим чуть
позже. А сейчас хотелось бы продолжить тему
тарифов. Вот эта индексация на 25% - вот что
конкретно это может вылиться для пассажиров?
Г. ФАДЕЕВ: Я приведу такой пример: из
Москвы до Адлера стоимость в эконом-классе на
самолете 1800 рублей, а в плацкартном вагоне - 205
рублей. Разница в 9 раз. Если 25% надо - если это
решение уже будет действовать, значит, стоимость
уже будет 250 рублей.
О. БЫЧКОВА: Т.е. это будет 25% от стоимости?
Г. ФАДЕЕВ: Да, совершенно верно, по всем
видам. Ну, по крайней мере, то, что я сейчас вижу по
тассовке этот текст.
О. БЫЧКОВА: Вопрос еще боле практичный:
все-таки когда отечественные поезда и электрички
перестанут быть такими грязными и неухоженными,
как сейчас?
Г. ФАДЕЕВ: В целом, я бы не согласился с
такой оценкой, хотя я разделяю, что частенько на
вокзалы, платформы подаются такие поезда под
посадку. У нас ведь целая служба санитарная,
которая не должны допускать этого, в каком бы
состоянии или по времени не было бы. Но факты есть,
я принимаю эту оценку. Но должен вам сказать, вот
позавчера мы показывали общественности Москвы
новый объект, который мы ввели - ремонтно-экипировочное
депо на Москве-пассажирской Киевской. Такого
объекта в мировой практике нет и, я думаю, и не
будет. Это гигантский объект в 30000 квадратных
метров, одновременно заходят 6 поездов под крышу,
в тепло и под свет, по 18 вагонов в каждом, и за 4
часа здесь должны быть полностью подготовлены
для посадки пассажиров. Имею ввиду: полная
диагностика ходовых частей, электрооборудование,
уборка и внешняя, и внутренняя вагонов, причем
оборудование современное: пылесосы, всепогодное
моющее оборудование, полная санитарная
обработка, заправка постельными
принадлежностями. Причем хочу сказать, что в руки
пассажирам вагоны будут подаваться в
пакетированном виде, т.е. мы уйдем в историю по
тем пассажирским замечаниям, которые мы имели,
что это влажное белье, повторное белье, что поезд
неподготовлен, грязный и т.д. Вот это центр по
обработке поездов должен исключить. Но я хочу
подчеркнуть, ведь завтра мне зададут вопрос - о
чем вы говорили? Т.е. мы запустили первую очередь,
вторая очередь в декабре этого года и в марте
следующего будет общий комплекс пущен в строй.
Имею ввиду - это моющая машина, еще
незадействованная, и прачечная на 60 тонн в сутки.
Идут работы, но мы вот так поставили себе задачу -
мартом будущего года. Но уже сейчас пущенный
объект работает на пассажира. Я хочу сказать,
ведь стоимость объекта под 800 миллионов рублей, и
здесь я доброе слово должен сказать Лужкову. Это
регионы, которые должны нам компенсировать
убытки от пассажирских перевозок, вот
единственный губернатор, мэр Москвы, который
пошел на это, и 50% взял на себя по финансированию.
Вот это я вам называю реальное, потому что все
остальное это просто будет блуд - знаете, когда с
ведром, тряпкой, это все будет блуд. Вот это
настоящая фабрика. Это не только для Киевского
направления, это для поездов всей Москвы,
формирования поездов московской дороги.
О. БЫЧКОВА: Но это что касается поездов
дальнего следования. А электрички московские?
Г. ФАДЕЕВ: Пропускная способность этого
объекта будет позволять, чтобы и электропоезда в
определенном режиме заходили на мойку на этот
объект, потому что там весь подвижной состав,
потому что это такая машина - всепогодная,
круглогодичная, мы будем их отмывать там. Но я
здесь, пользуясь возможностью, хотел бы
проинформировать: мы вчера на этом объекте
показывали новый электропоезд, который сделан в
Москве. Раньше это была монополия Рижского
завода, потом мы создали своими руками на
Демяховском машиностроительном заводе в
Московской области, несколько выпускает Тверь, а
теперь - Москва. Так вот, московский электропоезд,
если кто-то посмотрит, вот вы как-то договорились
- когда же мы доживем - мы доживем или дожили, что
если пассажир зайдет в этот электропоезд, ему не
покажется, что этот поезд принадлежит Московской
дороге. Это завтрашний электропоезд. Ну, во-первых,
интерьеры исключительно красивые, освещение,
оконные блоки, отопление, машинист видит, что
делается в каждом вагоне, персонально каждую
личность или в целом вагон. Там целый набор
вопросов.
О. БЫЧКОВА: На наш эфирный пейджер
пришло очень много вопросов от наших слушателей.
Итак, вот вопрос, например: "Готовы ли Вы
толкаться вместе с пассажирами в час пик возле
турникетов на Ярославском вокзале?" Что там
происходит?
Г. ФАДЕЕВ: Мы вчера на последнем
московском вокзале пустили новую технологию
пропуска пассажиров к поездам по системе смарт-карт.
Т.е. это типа прохода в метро. Мы учитывали все
издержки этой системы на предыдущих вокзалах. Я
только отношу к тому то, что появляется толчея,
потому что это только впервые пассажир на этом
вокзале встретился с этой системой. На остальных
вокзалах нет. Я думаю, это пройдет, через день-два
все привыкнут. Это издержки этого начала. Но я
хочу подчеркнуть, я готов там толкаться до сих
пор вместе со всеми, пока нормальная обстановка
не будет, что я могу сделать. Но я могу назвать
следующее: мы вчера запустили эту систему в 20
часов, и за 6 часов ее работы продали билетов
столько, сколько за сутки продавали предыдущие
сутки, когда не было этой системы, вы
представляете? Что все остальные - это без
билетов или льготники в том числе. Вот на всех
вокзалах, где мы ввели эту систему, выручка
возросла в 2 раза. При этом я допускаю, что билеты
берутся для того, чтобы пройти через эту линию, но
не до станции назначения. А конечная цель этой
технологии - пассажир должен хранить билет до
выхода на вокзал, т.е. билет и станция назначения
должны совпадать. Если не будет совпадения, у
пассажира появятся проблемы. Мы к этому придем
уже в следующем году. На тех полустанках, где мы
начинаем работать - вот "Серп и Молот",
первая пассажирская платформа будет пущена 5
сентября, на ней можно будет выйти только при том
условии, о котором я сказал. Т.е. там усложниться
для пассажира обстановка. Это апробированная
система, это мировая практика, мы ничего здесь не
придумали, мы цивилизованным образом работаем с
нашим пассажиром. Но если мы убедимся, увидим, что
на самом деле очереди есть, мы увеличим
количество турникетов, обязательно, что мы
делали на Белорусском, на Киевском вокзале.
О. БЫЧКОВА: Но эта система смарт-карт, в
конечном счете, полностью войдет в практику?
Г. ФАДЕЕВ: Да, вот все вокзалы Москвы,
кроме Ленинградского, так как это Октябрьская
дорога, а остальные у нас работают. На станции "Царицыно"
- это пересадочный пункт метро и электрички, там
миллионы в сутки пассажиров идут - работает
система абсолютно нормально.
О. БЫЧКОВА: Давайте здесь же подробнее
поговорим о транспортной карте москвича.
Г. ФАДЕЕВ: Это как раз тема-продолжение.
Ведь сейчас пассажир берет разовый билет на
бумажке со штрих-кодом. И он пытается с этим
билетом попасть в "ловушку" - это тоже время,
задержки. А транспортная карта - она бесконтактна.
Если у вас в кошельке эта карта, и кошелек не
сильно забит, ты вы можете не доставать ее -
турникет откроется вам, т.е. удобство в проходе.
Причем эта транспортная карта может
пользоваться 5-10 лет. Если вы взяли на 1 год эту
карту, заплатили, и у вас, так сказать, кошелек
электронный закончился раньше, вы можете
перекодировать этот же билет и продолжать с ней
работать. Стоимость этой транспортной карты - мы
ее берем за 2 доллара 4 цента, это примерно 70
рублей. Мы продаем ее или как бы берем залог с
пассажира в 50 рублей. Если пассажир вдруг считает,
что она неудобна ему или еще какие причины, мы
вернем ему немедленно в любой кассе стоимость
этой карты. Вот за ночь продали 260 транспортных
карт на Ярославском вокзале. Мы готовы и мы
оцениваем, что нам надо продать примерно 250 тысяч
карт для того, чтобы и толчеи не было, и были
удобства. Далее я хочу подчеркнуть, что мы с
правительством Москвы приняли решения, что эта
транспортная карта будет единая для метро и для
электрички. Все согласовано, принято решение, и с
1 января эта карта будет такой, а мы будем
продавать их ранее. Далее хочу сказать, вот за
услуги, которые мы оказываем на вокзалах, в метро
- эта карта может выполнять и эти функции, если в
этом "кошельке" будут соответствующие
положены деньги.
О. БЫЧКОВА: Еще вопрос: "Почему такие
большие интервалы теперь у электропоездов в час
пик по Горьковскому направлению? Трудно сесть на
Курском вокзале, а на станциях у Окружной вообще
невозможно войти". Я так понимаю, что это
касается не только Горьковского направления, а
вообще количества составов?
Г. ФАДЕЕВ: Очень правильно, и вопрос
задан абсолютно правильно. Вы знаете, я не потому
что использую эту трибуну, чтобы обратиться, но я
вынужден это сделать. Вы знаете, мы за первое
полугодие имеем убытки от пригородных перевозок
в 1 миллиард 619 миллионов рублей. Львиная доля -
это долг Московской области. Я встречался лично с
Громовым, мы подписали генеральное соглашение о
порядке компенсаций, что мы должны делать, что
область, договорились, что мы будем максимальные
размеры электропоездов выдерживать. Мне
пообещали с другой стороны, что будет
компенсация. Докладываю и информирую: из
полмиллиарда рублей убытка по области нам
оплачены всего 10%, поэтому расходы, которые мы
несем - мы не всемогущи. Мы договорились, я обещал
москвичам и всем пассажирам, которые пользуются
услугами московской дороги, что мы не будем
повышать тарифы до конца пассажирского лета. И мы
твердо, и я лично держу это слово. Я хотел
попросить руководителей области отреагировать
на это. Это люди, которые живут в области и
пользуются нашими услугами. Но, кроме того, чтобы
полностью не переадресовывать вопрос, мы сегодня
ведем огромные капитальные работы в пути. Путь
тоже должен быть здоровым. И окна, конечно, 5-6
часов, и мы, конечно, видим, что издержки и в этом
смысле есть. Я хотел бы извиниться за то, что мы
оздоравливаем путь, но приносим неудобства
пассажирам, но надо потерпеть до 10 сентября - мы
сворачиваем работы и дадим хорошие скорости,
большее расписание графиковое стабильное, ну,
надо пережить.
О. БЫЧКОВА: Еще один вопрос от слушателя:
"Реконструкция вокзалов делается только в
интересах бюджета железной дороги! Все
перегородили, и пассажирам с грузами приходится
обходить десятки, сотни лишних метров!" Что Вы
на это скажите?
Г. ФАДЕЕВ: Это важнейший вопрос, который
нами учитывался. Хочу опять вернуться на
Ярославский вокзал. Там сделана такая линия
павильонов, и мы поставили - не просто заняли, а мы
отодвинули все приемо-отправочные пути в
горловину, в сторону севера на 300 метров. И
оставили эту площадь. Мы сейчас развязали
пассажиропотоки, т.е. прибывший должен идти своим
чередом, не встречаясь с пассажирами, которые
идут на посадку. Это, конечно, наверное, сегодня
будет неудобно, но потом все встанет на свои
места. Есть издержки, но к этому надо привыкнуть.
И я верю, что эти вопросы отпадут.
О. БЫЧКОВА: Будем надеяться!
Текст опубликован с сайта радиостанции
"Эхо Москвы" (http://echo.msk.ru).
|