МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Начальник Московской железной дороги Геннадий Фадеев

в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

4 августа 2000 г. (14:15-14:45)

Ведущий: Ольга Бычкова

Текст взят с сайта радиостанции "Эхо Москвы"(http://echo.msk.ru).

О. БЫЧКОВА: Добрый день, Геннадий Матвеевич!
Г. ФАДЕЕВ: Добрый день!
О. БЫЧКОВА: Хочу Вас заранее поздравить с наступающим Днем железнодорожника - послезавтра.
Г. ФАДЕЕВ: Спасибо!
О. БЫЧКОВА: И давайте сейчас поговорим сначала о проблемах железной дороги. Этим летом во многих регионах большие трудности с покупкой железнодорожных билетов, люди не могут выехать неделями, очереди, ажиотаж. Что в Москве?
Г. ФАДЕЕВ: Если точно и твердо ответить на этот вопрос, то сегодня проблем выезда из Москвы у касс нет. Вот я сейчас буквально позвонил, мне доложили, что не более 4-5 человек у касс. Я думаю, это нормальная обстановка. На самом деле, мы столкнулись с тем, с чем давно не сталкивались - с массовым невывозом пассажиров, и, как вы правильно подчеркнули, по всем регионам страны. Ну, я буду говорить о московской дороге, по Москве. Мы прогнозировали прирост пассажиропотока в июле на уровне 30-35%. Но наши ожидания спрос превзошел, причем в разы. По нашей оценке, пассажиропоток на Новороссийск, в Анапу вырос в 2 раза, а Адлер, Сочи - на 60%. Ну, и естественно, мы не были готовы к такому приросту как по наличию вагонов, так и по пропускным способностям на этом направлении. Это, прежде всего, было вызвано, я думаю, вы это как-то не заметили, очень сильным ростом цен на авиабилеты. И пассажир, образно говоря, спустился с воздуха на землю, ну, и практически встретились с такими проблемами. Я должен сказать - мои железнодорожники все задействовали в экстремальной обстановке, порядка 10 дней весь резерв парка вагонов был поднят, может быть, не в том качестве, как это следовало бы сделать для людей, но обстановка заставила нас сделать это быстро. Я думаю, сейчас главная задача нам - вывезти с юга страны к школе семьи отдыхающих. Уже сейчас нас буквально засыпали телеграммами украинские железнодорожники с просьбой направить порожние составы в Крым за вывозом россиян. Они не имеют такого подвижного состава. Мы готовимся, и я так оцениваю - порядка 90 дополнительных составов готовится в целом по стране, и направляют их на юг для того, чтобы не повторить то, что произошло. Ну, я думаю, этот сигнал нужен был нам и для того, чтобы мы за зиму подготовились так, чтобы следующее лето уже встречать с большим приростом пассажиропотока, если такая тенденция перемещения населения будет.
О. БЫЧКОВА: Но цены растут не только на самолеты, но и на поезда. Что это за решение министерства по антимонопольной политике об индексации тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на 25%? О нем стало известно сегодня.
Г. ФАДЕЕВ: Мы вчера встречались на Ярославском вокзале на пресс-конференции вместе с министром. И мне известно из его заявления о том, что он обратился в министерство по антимонопольной политике, чтобы с октября повысить в дальнем сообщении стоимость билетов на 30%. Ну, вот сейчас мне стало известно, буквально на ходу, что подписано где-то с 10 сентября, но я не имею этого документа, пока по телефону об этом говорят.
О. БЫЧКОВА: И не 30%, а на 25%.
Г. ФАДЕЕВ: Да. Ну, вы знаете, секрета, я думаю, нет о том, что у нас пассажирские перевозки очень большие имеют убытки. И компенсации никто нам не дает. Я приведу такой пример: в прошлом году мы перевезли 572 миллиона пассажиров, это Московская только дорога, это примерно 43% всех пассажиров, перевозимых в стране. Из них 300 миллионов - бесплатно. В этих 100 миллионах примерно 150 - это льготники, а остальные - без билетов. Поэтому ситуация у нас просто критическая. Попытки найти решение, чтобы государство взяло на себя или те ведомства, работникам которых даны льготы, взяли на себя эти расходы, ничего не получается у нас. И это не один год. Поэтому мы вынуждены пойти на эту меру, имея в виду - я не помню, индексация была в дальнем сообщении год спустя, всего лишь, а что вокруг нас делается, я думаю, всем известно. Поэтому это - необходимость. Это не просто для того, чтобы обогатиться. Вы знаете, в каком состоянии у нас и подвижной состав, и вокзальное хозяйство, и т.д.
О. БЫЧКОВА: Об этом мы поговорим чуть позже. А сейчас хотелось бы продолжить тему тарифов. Вот эта индексация на 25% - вот что конкретно это может вылиться для пассажиров?
Г. ФАДЕЕВ: Я приведу такой пример: из Москвы до Адлера стоимость в эконом-классе на самолете 1800 рублей, а в плацкартном вагоне - 205 рублей. Разница в 9 раз. Если 25% надо - если это решение уже будет действовать, значит, стоимость уже будет 250 рублей.
О. БЫЧКОВА: Т.е. это будет 25% от стоимости?
Г. ФАДЕЕВ: Да, совершенно верно, по всем видам. Ну, по крайней мере, то, что я сейчас вижу по тассовке этот текст.
О. БЫЧКОВА: Вопрос еще боле практичный: все-таки когда отечественные поезда и электрички перестанут быть такими грязными и неухоженными, как сейчас?
Г. ФАДЕЕВ: В целом, я бы не согласился с такой оценкой, хотя я разделяю, что частенько на вокзалы, платформы подаются такие поезда под посадку. У нас ведь целая служба санитарная, которая не должны допускать этого, в каком бы состоянии или по времени не было бы. Но факты есть, я принимаю эту оценку. Но должен вам сказать, вот позавчера мы показывали общественности Москвы новый объект, который мы ввели - ремонтно-экипировочное депо на Москве-пассажирской Киевской. Такого объекта в мировой практике нет и, я думаю, и не будет. Это гигантский объект в 30000 квадратных метров, одновременно заходят 6 поездов под крышу, в тепло и под свет, по 18 вагонов в каждом, и за 4 часа здесь должны быть полностью подготовлены для посадки пассажиров. Имею ввиду: полная диагностика ходовых частей, электрооборудование, уборка и внешняя, и внутренняя вагонов, причем оборудование современное: пылесосы, всепогодное моющее оборудование, полная санитарная обработка, заправка постельными принадлежностями. Причем хочу сказать, что в руки пассажирам вагоны будут подаваться в пакетированном виде, т.е. мы уйдем в историю по тем пассажирским замечаниям, которые мы имели, что это влажное белье, повторное белье, что поезд неподготовлен, грязный и т.д. Вот это центр по обработке поездов должен исключить. Но я хочу подчеркнуть, ведь завтра мне зададут вопрос - о чем вы говорили? Т.е. мы запустили первую очередь, вторая очередь в декабре этого года и в марте следующего будет общий комплекс пущен в строй. Имею ввиду - это моющая машина, еще незадействованная, и прачечная на 60 тонн в сутки. Идут работы, но мы вот так поставили себе задачу - мартом будущего года. Но уже сейчас пущенный объект работает на пассажира. Я хочу сказать, ведь стоимость объекта под 800 миллионов рублей, и здесь я доброе слово должен сказать Лужкову. Это регионы, которые должны нам компенсировать убытки от пассажирских перевозок, вот единственный губернатор, мэр Москвы, который пошел на это, и 50% взял на себя по финансированию. Вот это я вам называю реальное, потому что все остальное это просто будет блуд - знаете, когда с ведром, тряпкой, это все будет блуд. Вот это настоящая фабрика. Это не только для Киевского направления, это для поездов всей Москвы, формирования поездов московской дороги.
О. БЫЧКОВА: Но это что касается поездов дальнего следования. А электрички московские?
Г. ФАДЕЕВ: Пропускная способность этого объекта будет позволять, чтобы и электропоезда в определенном режиме заходили на мойку на этот объект, потому что там весь подвижной состав, потому что это такая машина - всепогодная, круглогодичная, мы будем их отмывать там. Но я здесь, пользуясь возможностью, хотел бы проинформировать: мы вчера на этом объекте показывали новый электропоезд, который сделан в Москве. Раньше это была монополия Рижского завода, потом мы создали своими руками на Демяховском машиностроительном заводе в Московской области, несколько выпускает Тверь, а теперь - Москва. Так вот, московский электропоезд, если кто-то посмотрит, вот вы как-то договорились - когда же мы доживем - мы доживем или дожили, что если пассажир зайдет в этот электропоезд, ему не покажется, что этот поезд принадлежит Московской дороге. Это завтрашний электропоезд. Ну, во-первых, интерьеры исключительно красивые, освещение, оконные блоки, отопление, машинист видит, что делается в каждом вагоне, персонально каждую личность или в целом вагон. Там целый набор вопросов.
О. БЫЧКОВА: На наш эфирный пейджер пришло очень много вопросов от наших слушателей. Итак, вот вопрос, например: "Готовы ли Вы толкаться вместе с пассажирами в час пик возле турникетов на Ярославском вокзале?" Что там происходит?
Г. ФАДЕЕВ: Мы вчера на последнем московском вокзале пустили новую технологию пропуска пассажиров к поездам по системе смарт-карт. Т.е. это типа прохода в метро. Мы учитывали все издержки этой системы на предыдущих вокзалах. Я только отношу к тому то, что появляется толчея, потому что это только впервые пассажир на этом вокзале встретился с этой системой. На остальных вокзалах нет. Я думаю, это пройдет, через день-два все привыкнут. Это издержки этого начала. Но я хочу подчеркнуть, я готов там толкаться до сих пор вместе со всеми, пока нормальная обстановка не будет, что я могу сделать. Но я могу назвать следующее: мы вчера запустили эту систему в 20 часов, и за 6 часов ее работы продали билетов столько, сколько за сутки продавали предыдущие сутки, когда не было этой системы, вы представляете? Что все остальные - это без билетов или льготники в том числе. Вот на всех вокзалах, где мы ввели эту систему, выручка возросла в 2 раза. При этом я допускаю, что билеты берутся для того, чтобы пройти через эту линию, но не до станции назначения. А конечная цель этой технологии - пассажир должен хранить билет до выхода на вокзал, т.е. билет и станция назначения должны совпадать. Если не будет совпадения, у пассажира появятся проблемы. Мы к этому придем уже в следующем году. На тех полустанках, где мы начинаем работать - вот "Серп и Молот", первая пассажирская платформа будет пущена 5 сентября, на ней можно будет выйти только при том условии, о котором я сказал. Т.е. там усложниться для пассажира обстановка. Это апробированная система, это мировая практика, мы ничего здесь не придумали, мы цивилизованным образом работаем с нашим пассажиром. Но если мы убедимся, увидим, что на самом деле очереди есть, мы увеличим количество турникетов, обязательно, что мы делали на Белорусском, на Киевском вокзале.
О. БЫЧКОВА: Но эта система смарт-карт, в конечном счете, полностью войдет в практику?
Г. ФАДЕЕВ: Да, вот все вокзалы Москвы, кроме Ленинградского, так как это Октябрьская дорога, а остальные у нас работают. На станции "Царицыно" - это пересадочный пункт метро и электрички, там миллионы в сутки пассажиров идут - работает система абсолютно нормально.
О. БЫЧКОВА: Давайте здесь же подробнее поговорим о транспортной карте москвича.
Г. ФАДЕЕВ: Это как раз тема-продолжение. Ведь сейчас пассажир берет разовый билет на бумажке со штрих-кодом. И он пытается с этим билетом попасть в "ловушку" - это тоже время, задержки. А транспортная карта - она бесконтактна. Если у вас в кошельке эта карта, и кошелек не сильно забит, ты вы можете не доставать ее - турникет откроется вам, т.е. удобство в проходе. Причем эта транспортная карта может пользоваться 5-10 лет. Если вы взяли на 1 год эту карту, заплатили, и у вас, так сказать, кошелек электронный закончился раньше, вы можете перекодировать этот же билет и продолжать с ней работать. Стоимость этой транспортной карты - мы ее берем за 2 доллара 4 цента, это примерно 70 рублей. Мы продаем ее или как бы берем залог с пассажира в 50 рублей. Если пассажир вдруг считает, что она неудобна ему или еще какие причины, мы вернем ему немедленно в любой кассе стоимость этой карты. Вот за ночь продали 260 транспортных карт на Ярославском вокзале. Мы готовы и мы оцениваем, что нам надо продать примерно 250 тысяч карт для того, чтобы и толчеи не было, и были удобства. Далее я хочу подчеркнуть, что мы с правительством Москвы приняли решения, что эта транспортная карта будет единая для метро и для электрички. Все согласовано, принято решение, и с 1 января эта карта будет такой, а мы будем продавать их ранее. Далее хочу сказать, вот за услуги, которые мы оказываем на вокзалах, в метро - эта карта может выполнять и эти функции, если в этом "кошельке" будут соответствующие положены деньги.
О. БЫЧКОВА: Еще вопрос: "Почему такие большие интервалы теперь у электропоездов в час пик по Горьковскому направлению? Трудно сесть на Курском вокзале, а на станциях у Окружной вообще невозможно войти". Я так понимаю, что это касается не только Горьковского направления, а вообще количества составов?
Г. ФАДЕЕВ: Очень правильно, и вопрос задан абсолютно правильно. Вы знаете, я не потому что использую эту трибуну, чтобы обратиться, но я вынужден это сделать. Вы знаете, мы за первое полугодие имеем убытки от пригородных перевозок в 1 миллиард 619 миллионов рублей. Львиная доля - это долг Московской области. Я встречался лично с Громовым, мы подписали генеральное соглашение о порядке компенсаций, что мы должны делать, что область, договорились, что мы будем максимальные размеры электропоездов выдерживать. Мне пообещали с другой стороны, что будет компенсация. Докладываю и информирую: из полмиллиарда рублей убытка по области нам оплачены всего 10%, поэтому расходы, которые мы несем - мы не всемогущи. Мы договорились, я обещал москвичам и всем пассажирам, которые пользуются услугами московской дороги, что мы не будем повышать тарифы до конца пассажирского лета. И мы твердо, и я лично держу это слово. Я хотел попросить руководителей области отреагировать на это. Это люди, которые живут в области и пользуются нашими услугами. Но, кроме того, чтобы полностью не переадресовывать вопрос, мы сегодня ведем огромные капитальные работы в пути. Путь тоже должен быть здоровым. И окна, конечно, 5-6 часов, и мы, конечно, видим, что издержки и в этом смысле есть. Я хотел бы извиниться за то, что мы оздоравливаем путь, но приносим неудобства пассажирам, но надо потерпеть до 10 сентября - мы сворачиваем работы и дадим хорошие скорости, большее расписание графиковое стабильное, ну, надо пережить.
О. БЫЧКОВА: Еще один вопрос от слушателя: "Реконструкция вокзалов делается только в интересах бюджета железной дороги! Все перегородили, и пассажирам с грузами приходится обходить десятки, сотни лишних метров!" Что Вы на это скажите?
Г. ФАДЕЕВ: Это важнейший вопрос, который нами учитывался. Хочу опять вернуться на Ярославский вокзал. Там сделана такая линия павильонов, и мы поставили - не просто заняли, а мы отодвинули все приемо-отправочные пути в горловину, в сторону севера на 300 метров. И оставили эту площадь. Мы сейчас развязали пассажиропотоки, т.е. прибывший должен идти своим чередом, не встречаясь с пассажирами, которые идут на посадку. Это, конечно, наверное, сегодня будет неудобно, но потом все встанет на свои места. Есть издержки, но к этому надо привыкнуть. И я верю, что эти вопросы отпадут.
О. БЫЧКОВА: Будем надеяться!

Текст опубликован с сайта радиостанции "Эхо Москвы" (http://echo.msk.ru).

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность