МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин

в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

1 февраля 2000 г. (18:15-18:45)

Ведущий: Александр Климов

Текст взят с сайта радиостанции "Эхо Москвы"(http://echo.msk.ru) и приводится в сокращении (только вопросы транспорта).


А.КЛИМОВ: Есть серьезный повод для нашей сегодняшней беседы: Государственная Дума одобрила в целом генеральный план развития Москвы. До какого года?
А.КУЗЬМИН: До 2020 года. Городская Дума одобрила генеральный план Москвы.
А.КЛИМОВ: Понятно, что документ еще будет дорабатываться, но о приоритетных направлениях, наверно, уже можно говорить.
А.КУЗЬМИН: Да, наверно, можно. Новый генеральный план города Москвы - для нас это, в первую очередь, правила игры для всех жителей и для всех, кто работает в городе, на территории города. Мы должны знать, жители должны знать, инвесторы должны знать, как будет развиваться территория города, на какой территории разрешена какая функция, какой этажности мы можем строить дома в той или иной зоне города, какое должно быть отношение к ландшафту. Генплан состоит из трех частей. Первая – основные направления градостроительного развития города. Это не общие слова. Для каждого города есть свои направления, свое святое – то, что мы должны сохранить и думать о том, чтобы это было сохранено на долгие годы вперед. Для Москвы вместе с Московской областью, как для любого крупнейшего города, это в первую очередь экология. И поэтому введение экологической экспертизы для любого проекта на нашей территории, непринятие решений, если они ухудшают экологию, - это так лакмусовая бумажка Генплана, по которой теперь принимаются все решения в городе.
А.КЛИМОВ: То есть будь то многоэтажный дом или просто "ракушка" – все это будет проходить через экологический контроль?
А.КУЗЬМИН: Обязательно. Вы затронули "ракушки"… Мы не любим себя. Я могу вам привести сотни примеров, когда "ракушки" ставятся к забору детского сада, а по нормативам они не должны подходить к забору детского сада или школы на 20 метров. Они у нас ставятся на теплоцентрали, на наших водоводах… Бензин над водоводом – это, наверно, тоже не очень экологическое действие. То есть первое - это экология. Мы пытаемся поставить такие правила игры: мы не говорим: ребята, мы самые умные, и делать надо так и только так. Мы говорим, что нельзя делать на той или иной территории. Все, что не запрещено, можно делать. То есть презумпция невиновности в градостроительстве. Потому что раньше генеральные планы были указующие: так и только так. Этой дорогой идем, товарищи! Сейчас – не так: мы не можем делать то-то и то-то. А все остальное – пожалуйста. Мы должны разрешать в рамках закона. Поэтому впервые генплан Москвы утверждается не исполнительной властью, а будет закон города "О генеральном плане развития Москвы по 2020 год".
А.КЛИМОВ: То есть впервые?
А.КУЗЬМИН: Впервые в истории нашего города и в истории российского градостроительства.
А.КЛИМОВ: Вы сказали об одной части…
А.КУЗЬМИН: Это первая часть, основные направления, то, что имеет длительный срок выполнения, как, например, транспортные схемы, или то, что требует постоянного контроля, как экология, или, например, такой вопрос, как охрана памятников. Мне будет немного стыдно говорить, но ведь только в прошлом году в Москве утверждена охранная и заповедная зона Кремля, до этого ее просто не было. А вдруг придется построить еще один Дворец Съездов или чего-нибудь другого? Поэтому вокруг Кремля были заповедные зоны, а в самом центре не было. Сейчас мы утвердили охранные и заповедные зоны на всей территории города точно по городскую черту. А это позволяет нам сказать следующее: мы ставим градостроительную, архитектурную задачу, что Москва должна остаться Москвой. Приоритет Кремля, приоритет монастырей…
А.КЛИМОВ: Перечислите несколько зон, чтоб знали.
А.КУЗЬМИН: Заповедные зоны в пределах Бульварного кольца – почти 70% территории. Это Кремль, Китай-город, Остоженка и Пречистенка, Арбат, Поварская, Кузнецкий мост, Заяузье в районе Вшивой горки. За пределами кольца это Ивановская горка, то есть бывшая улица Чернышевского… То есть практически 70% территории в пределах Садового кольца – это заповедные зоны.
А.КЛИМОВ: Это означает, что строительства там не будет никогда?
А.КУЗЬМИН: Строительство может быть всегда и везде. Но масштаб этого строительства, этажность, функциональное назначение имеет более жесткие рамки, чем на любой другой территории. То есть если, например, еще три года назад мы могли в районе Балчуга построить довольно высокий Сбербанк, который отрезал Пятницкую улицу от центра – а ведь раньше улица "дышала" Кремлем, она стремилась к Кремлю, а теперь она стала короче – теперь мы этого просто по закону не смогли бы допустить. Ведь могут поменяться мэры, главные архитекторы, а закон должен оставаться. Это первая составляющая. Вторая: мы выпустили 3 карты города: функциональное зонирование, ландшафтное и строительное. Все вместе называется градостроительным регулированием территории города. Пока это довольно мелкий масштаб: в одном сантиметре 250 метров. Но это дает возможность уже не делать крупных ошибок или очень просто объяснять товарищам, что можно, а чего нельзя делать на территории. Вот, например, есть речка Сетунь у нас на территории, вроде бы вокруг свободные поля. И один очень настойчивый инвестор стал доказывать властям города, что там можно построить 300 тысяч жилья, сделать элитный хороший район. Мы теперь просто достаем карту, открываем и говорим: уважаемый товарищ, это особенно охраняемая природная территория города, где застройки быть не может. Она может быть только в этой и в этой части и то с таким соотношением: 20% застрой, 80% озеленение. И этажность там не выше 3 этажей. Наша задача в этом году эти карты довести до десятитысячного масштаба, это более крупный масштаб, и поэтапно в двухтысячном масштабе – основном рабочем масштабе всех инвесторов и архитекторов – закрыть всю территорию города. И третий раздел Генплана – это, в первую очередь, то, что должно быть осуществлено за ближайшие восемь лет.
А.КЛИМОВ: То есть это уже то, что можно будет потрогать в макете хотя бы?
А.КУЗЬМИН: Не просто в макете, а уже в списках. Но опять же, по-разному. Жилье – мы знаем каждый дом, мы знаем каждый детский сад, каждую школу, каждую поликлинику. Мы знаем на 8 лет вперед, какие дороги мы будем строить, инженерные коммуникации… Все, что требует социальных вопросов, вопросов, связанных с городскими вложениями, - это все у имярека. А вот вопросы торговли… Ну, было смешно сейчас говорить, что в каком-то районе надо обязательно построить супермаркет. Ставится задача: обеспечить столько-то торговых мест. А как на месте справятся товарищи и будет ли это один супермаркет или несколько больших магазинов – здесь уже появляется та самая альтернатива…
А.КЛИМОВ: То есть решается уже на уровне округа? То есть уже не главный архитектор Москвы… А.КУЗЬМИН: Нет, мы потом вернемся к этому, потому что мы утверждаем каждый проект. За прошлый год мы утвердили на территории города 1700 проектов. У нас создана уже определенная комиссия, это не мое личное решение. За это, кстати, пострадал немножко мой предшественник: Юрий Михайлович терпеть не может, когда кто-то "парит" над землей и ему кажется, что он все знает. В нашем городе, в историческом городе, где столько слоев истории, никто не может все знать. Поэтому созданы определенные институты, которые отслеживают решение. Например, ЭКОС – Экспертно-консультативный совет, рассмотрение которым должно быть обязательно… Я сам чуть было не допустил одну ошибку: мы делали сквер перед Большим театром, который вы все прекрасно знаете. Сначала вместе со скульптором Булгановым мы хотели там поставить довольно помпезные скульптуры…
А.КЛИМОВ: И так-то ругают то, что вы сделали перед Большим театром.
А.КУЗЬМИН: Я еще не знаю ни одной вещи, которую бы не ругали. Люди только забывают, что яблони и вишни не растут. И бывает тот момент, когда они стареют…. Ведь там же, кстати, посадили те же яблони, груши и сирень.
А.КЛИМОВ: Просто подождать надо теперь?
А.КУЗЬМИН: Просто надо немножко подождать, да и экология в городе, к сожалению, не та, что была после войны. Кстати, исторически эта площадь никогда не была засажена деревьями.
А.КЛИМОВ: Там трамваи ходили, по-моему
А.КУЗЬМИН: А до этого там маршировали солдаты. Это был плац с фонтаном, а фонтан там тоже построили в конце прошлого века не для эстетики, а для того, чтобы лошади могли попить… Я попытался сделать определенную вещь, а мне историки сказали, что это одна общая площадь практически до Китайгородской стены. И я понял, почему я ошибся: для меня всегда было две площади, потому что когда я стал соображать, Маркс уже стоял на своем месте, и для меня всегда была Театральная площадь и площадь Революции. Вот если бы мы поставили, было бы намного хуже, чем то, что сделали на сегодняшний день… Поэтому в данной ситуации коллегиальное принятие решений и обязательное обсуждение проектов - это обязательная вещь.
А.КЛИМОВ: Пришли конкретные вопросы на пейджер: "Будет ли сооружен фонтан на Сухаревской площади?"
А.КУЗЬМИН: Моя профессия все-таки архитектор.
А.КЛИМОВ: Градостроитель, Вы сами говорили.
А.КУЗЬМИН: Я архитектор-градостроитель. На Сухаревской площади мы фонтан не проектировали. Вы знаете, что сейчас там стоит памятный знак, посвященный тому, что когда-то там стояла Сухарева башня. И я надеюсь, что когда-нибудь Сухарева башня будет восстановлена.
А.КЛИМОВ: Пока нет таких планов? Уже давно разговоры ведутся….
А.КУЗЬМИН: Дело не в разговорах. Я очень серьезно отношусь к вопросу о воссоздании объектов. Это вообще очень спорный вопрос, многие против этого направления. Я считаю, что в некоторых случаях мы можем это делать. Во-первых, когда мы четко знаем, где этот объект был, во-вторых, когда от него что-то сохранилось. К счастью, от Сухаревой башки сохранились ее подвалы, и, кстати, они по объему ничуть не меньше, чем наземная часть. Мы обязаны воссоздавать только в том месте, где объект стоял. А Сухарева башня стояла точно посередине Садового кольца. А предложения некоторых товарищей, которые говорят, что можно построить то же самое, но немножко в другом месте…
А.КЛИМОВ: Это уже не то?
А.КУЗЬМИН: С историей шутить нельзя.
А.КЛИМОВ: Давайте по конкретным болевым моментам пройдемся. В частности, третье транспортное кольцо. Приходят сообщения на пейджер, что оно пройдет через зону парка Покровское-Глебово, а это нарушение экологии.
А.КУЗЬМИН: Не совсем пройдет через парк Покровское-Глебово-Стрешнево, можно так это назвать. Потому что кольцо будет прижато вплотную к железной дороге, и мы максимально не отрываемся от тела железной дороги. Другое дело, что будет необходимо сделать съезд с Ленинградского шоссе на кольцо. Но это все будет сделано за границами утвержденной особо охраняемой природной территории Покровское-Глебово-Стрешнево.
А.КЛИМОВ: Каково вообще состояние дел со строительством третьего кольца? Когда конец будет виден?
А.КУЗЬМИН: Я не пророк и могу сказать, что делается и какие ближайшие планы. В этом году в основном кольцо будет завершено от так называемого Сити до Автозаводского моста. Мы уже имеем мост через Москву-реку и кто не знает, может спокойно пройти от Выставочного комплекса на Красной Пресне на Кутузовский проспект и сделать правый поворот, пройти под Кутузовским проспектом, пересечь Киевское направление железной дороги, выйти на Бережковсий мост и подойти к Комсомольскому проспекту. Этот участок практически полностью готов.
А.КЛИМОВ: Не планируется набережную приспособить для движения автотранспорта - этот участок от Сити до Шелепихинского моста? Совершенно необитаемый участок…
А.КУЗЬМИН: Предполагается, но я думаю, это будет не сразу сделано, а года через два. Мы предполагаем Шелепихинскую набережную соединить с Краснопресненской набережной. Жизнь уже требует этого на сегодняшний день. Следующий план: пройти под площадью Гагарина, пересечь улицу Вавилова, пройти по так называемому Андреевскому оврагу, южнее мусульманского кладбища, конечно, не затрагивая и отойдя максимально…. Мы же сбивали ось на МКАДе в районе Востряковского кладбища, вся дорога перестраивалась, чтобы не тронуть ни одной могилы. Сейчас совсем другой подход к этому в Москве. И затем мы выйдем на хорошо известный Автозаводской мост. Это то, что планируется в ближайшее время. Плюс поставлена новая задача, которая сегодня рассматривалась правительством Москвы: малое кольцо железной дороги Москвы сделать пассажирским. Оно должно входить в эксплуатацию как пассажирское параллельно со строительством автомобильного кольца. С опозданием теперь уже почти на год, но параллельно. Это будет новая и единственная кольцевая связка общественного транспорта.
А.КЛИМОВ: Подвижной состав специальный будет разрабатываться под это дело?
А.КУЗЬМИН: Скорее всего, да. Но это никакой не моно-рельс, это рельс-колесо, это делается во всем мире, он скорее всего будет перевозить большие потоки людей.
А.КЛИМОВ: Если будет грамотно привязан к тем же станциям метро.
А.КУЗЬМИН: К сожалению, не всегда и не везде это получается, потому что наши предшественники не ставили такой задачи. Поэтому в некоторых случаях будут очень хорошие пересадки: на Кутузовской, на Гагарина, на Владыкино, около Ботанического сада, в районе Черкизово, около локомотива, неплохо на Войковской получается, неплохо получается в Лужниках… Но, к сожалению, на таких участках, как Хорошевское шоссе или в районе автозавода Лихачева – надо будет что-то еще придумывать, может быть, ставить горизонтальные эскалаторы, делать крытые павильоны. Такие предложения мы тоже даем.
А.КЛИМОВ: Станции, павильоны…
А.КУЗЬМИН: 30 станций предполагается построить. Стоят следующие задачи: первое - мы должны обеспечить защиту дороги от населения и населения от дороги. То есть, с одной стороны, мы должны сделать требования как к метро: не дай бог, чтобы были несчастные случаи. С другой стороны, защита от вибрации, от шумов, шестиметровые шумозащитные стенки и многое другое. Второе: станции будут современные, они будут современной хорошей архитектурой. В историческом центре мы этого не позволяем, мы считаем, что исторический центр должен развиваться в той стилистике, в которой он был раньше создан. А вот здесь, в зоне третьего кольца, где самый не архитектурный объем, который есть в городе…
А.КЛИМОВ: Да, там же и склады, и гаражи…
А.КУЗЬМИН: Все что угодно. Кстати про гаражи: все гаражи, которые попадают в зону строительства третьего кольца, переносятся, точно так же, как на МКАДе.
А.КЛИМОВ: А компенсация?
А.КУЗЬМИН: Компенсация очень простая: если у тебя гараж построен законно, а не самостройка, как часто у нас бывает, то тебе просто выделяют другой участок и туда переносят твой гараж. Второй вариант: в тех случаях, где мы строим высотные гаражи, дают определенные льготы по получению мест в высотном гараже.
А.КЛИМОВ: Но скандал ведь будет.
А.КУЗЬМИН: Не знаю. Это совершенно нормальная работа.
А.КЛИМОВ: Человек 20 лет держал там машину, а теперь ему ехать за 3 остановки…
А.КУЗЬМИН: У нас замечательные жители. Мы не очень этично часто с ними обращаемся. Хорошо, вломились мы третьим кольцом в Хамовники… Гуляете вы с собакой, вдруг непонятно, что происходит: что-то разбирают, что-то строят. Соответственно, первая защита – населению сплотиться и защитить. Начинаем разбираться. А там слухи уже пошли, что мы через Первую Фрунзенскую железную дорогу пустим. А когда стали работать с жителями, когда стали объяснять, что делать, у нас общее понимание было и по переносу моста… Мы, например, с жителями договорились и сделали более узкий Хамовнический вал. И это совершенно справедливо: если мы мимо них пускаем кольцо, почему надо оставлять в тех же габаритах вал? Мало того, во всех дворах после этих разговоров проведено благоустройство территории, высажено компенсационное озеленение. Это нормальный человеческий подход. Я считаю, что самое страшное, что в городе может быть, это равнодушные жители, хотя это, конечно, не сладко.

Текст опубликован с сайта радиостанции "Эхо Москвы" (http://echo.msk.ru) и приводится в сокращении (только вопросы транспорта).

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность