Главная страница
Карта сайта |
Детская железная дорога в парке им.
Сталина ("Измайловская окружная")
Парк им. Сталина возник не на пустом месте - еще
в начале 17 века село Измайлово было вотчиной бояр
Романовых. При царе Алексее Михайловиче Романове
в нем было развито скотоводство, земледелие,
пчеловодство. В фруктовых садах разводились
виноград, яблони, груши, вишни, дыни, миндаль,
финики, делались даже опыты разведения тутовых
деревьев. Помимо этого, был и стеклянный завод, и
огород лекарственных трав, и пчельник, и зверинец
с заморскими зверями, и скотный двор. В Измайлове
провел свое детство ПетрI, потешные полки,
организованные тогда им, стали основой
Российской регулярной армии....
Но в конце 18 века Измайлово запустело, звери
вымерли, хозяйство пришло в упадок. С годами сады
стали лесом, пруды заросли - никому не было дела
до Измайлова. Только после Октябрьской революции
ситуация изменилась - Московский Совет отвел
лесной массив площадью 1200 га для отдыха
населения. Так летом 1930 г. был организован
Московский парк культуры и отдыха
"Измайлово". Множество городских
предприятий приняло участие в освоении парка -
были сооружены парашютная вышка, детский
городок, садовые скамейки и многое другое. В 1932 г.
по просьбе трудящихся парку было присвоено имя
"вождя народов" И.В.Сталина. К 1940 г. 350 и 1200 га
были освоены - были высажены десятки тысяч
деревьев и кустарников, разбиты газоны,
проложены новые аллеи и дорожки. Были построены
летний театр, кинотеатр, цирк "Шапито",
детский и физкультурный городки, оранжерея,
аттракционы. Парк имени Сталина превращался в
настоящий город-сад развлечений. Планировалось
на территории парка построить и новый Московский
зоопарк, который должен был занимать площадь в 16
раз больше зоопарка на Красной Пресне. Для
решения транспортной проблемы на территории
парка решено было соорудить железную дорогу, но
непростую.
По инициативе московского комсомола, НКПС
(народный комиссариат путей сообщения) в 1940 году
приступил к строительству детской
электрифицированной железной дороги
протяженностью 11,4 км.
Главная станция детской дороги должна была
располагаться у одного из вестибюлей строящейся
в то же самое время станции "Стадион им.
Сталина" (известной сейчас как
"Измайловский парк"). Отсюда планировалось
начинать круговые поездки по парку, и там же их
заканчивать. Первая остановка - на небольшом
полустанке, построенном в стиле русской народной
сказки среди густого хвойного массива на берегу
Оленьего пруда. Следующая станция создавалась у
Красного пруда парка. В станционном здании
проектировалось устройство концертного и
читального залов - спустя 100 лет после постройки
первой железной дороги в России станционные
здания должны были сочетать транспортные и
увеселительные функции! Третья станция - у
границы парка и шоссе Энтузиастов. Оформление
этой станции посвящено теме "Оборона
родины". Пятая и шестая остановки должны были
расположиться на территории парка, отводимой для
большого Московского зоопарка. Эти вокзальные
здания были приспособрены для работы юннатов с
животными и растениями. Последняя остановка - у
Большого пруда. Здание вокзала отводилось также
и юным физкультурникам, поэтому в нем
проектировали большой физкультурный зал, души и
раздевальни.
Даже количество составов уже было
запланировано - 4 пассажирских и один товарный
состав.
Помимо электропоездов, планировалась и
отдельная трасса для паровозов. Она должа была
пройти от главной станции к Черкизовскому шоссе
и к Медвенским озерам Погонно-Лосиного
заповедника. Протяженность этой линии - 8 км.
Электровозы, паровозы и вагоны для детской
железной дороги специально разрабатывались
Московским институтом железнодорожного
транспорта.
Увы, постройке железной дороги помешала война.
Она же сильно сказалась и на развитии всего парка
им. Сталина - большой Московский зоопарк так и не
увидел свет, да и 70% территории так и осталось
полуосвоенной, имея статус лесопарка. Возможно,
некоторые "вокзалы" этой дороги были
построены и до сих пор находятся в парке. Также,
по непроверенным сведениям, наземный участок
Арбатско-Покровской линии метро (между
"Измайловским парком" и "Первомайской")
был проложен по трассе так и не построенной линии
для паровозов.
(По материалам путеводителя
"Осмотр Москвы", 1940 г.) Спасибо Михаилу
Жуйкову за предоставленные материалы.
P.S. Подвижной состав дороги должен был состоять
из электровозов типа 1-2-2-1 и паровозов обтекаемой
формы типа 1-3-1, оборудованных стокером. Дорога
должна была стать первой в стране
электрифицированной детской. (Б.С.Горшков,
"Локотранс", 1/99)
Если у Вас есть какая-либо
информация об этом проекте, пожалуйста, напишите. |