МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Детская железная дорога в парке им. Сталина ("Измайловская окружная")

Парк им. Сталина возник не на пустом месте - еще в начале 17 века село Измайлово было вотчиной бояр Романовых. При царе Алексее Михайловиче Романове в нем было развито скотоводство, земледелие, пчеловодство. В фруктовых садах разводились виноград, яблони, груши, вишни, дыни, миндаль, финики, делались даже опыты разведения тутовых деревьев. Помимо этого, был и стеклянный завод, и огород лекарственных трав, и пчельник, и зверинец с заморскими зверями, и скотный двор. В Измайлове провел свое детство ПетрI, потешные полки, организованные тогда им, стали основой Российской регулярной армии....

Но в конце 18 века Измайлово запустело, звери вымерли, хозяйство пришло в упадок. С годами сады стали лесом, пруды заросли - никому не было дела до Измайлова. Только после Октябрьской революции ситуация изменилась - Московский Совет отвел лесной массив площадью 1200 га для отдыха населения. Так летом 1930 г. был организован Московский парк культуры и отдыха "Измайлово". Множество городских предприятий приняло участие в освоении парка - были сооружены парашютная вышка, детский городок, садовые скамейки и многое другое. В 1932 г. по просьбе трудящихся парку было присвоено имя "вождя народов" И.В.Сталина. К 1940 г. 350 и 1200 га были освоены - были высажены десятки тысяч деревьев и кустарников, разбиты газоны, проложены новые аллеи и дорожки. Были построены летний театр, кинотеатр, цирк "Шапито", детский и физкультурный городки, оранжерея, аттракционы. Парк имени Сталина превращался в настоящий город-сад развлечений. Планировалось на территории парка построить и новый Московский зоопарк, который должен был занимать площадь в 16 раз больше зоопарка на Красной Пресне. Для решения транспортной проблемы на территории парка решено было соорудить железную дорогу, но непростую.

По инициативе московского комсомола, НКПС (народный комиссариат путей сообщения) в 1940 году приступил к строительству детской электрифицированной железной дороги протяженностью 11,4 км.

Главная станция детской дороги должна была располагаться у одного из вестибюлей строящейся в то же самое время станции "Стадион им. Сталина" (известной сейчас как "Измайловский парк"). Отсюда планировалось начинать круговые поездки по парку, и там же их заканчивать. Первая остановка - на небольшом полустанке, построенном в стиле русской народной сказки среди густого хвойного массива на берегу Оленьего пруда. Следующая станция создавалась у Красного пруда парка. В станционном здании проектировалось устройство концертного и читального залов - спустя 100 лет после постройки первой железной дороги в России станционные здания должны были сочетать транспортные и увеселительные функции! Третья станция - у границы парка и шоссе Энтузиастов. Оформление этой станции посвящено теме "Оборона родины". Пятая и шестая остановки должны были расположиться на территории парка, отводимой для большого Московского зоопарка. Эти вокзальные здания были приспособрены для работы юннатов с животными и растениями. Последняя остановка - у Большого пруда. Здание вокзала отводилось также и юным физкультурникам, поэтому в нем  проектировали большой физкультурный зал, души и раздевальни.

Даже количество составов уже было запланировано - 4 пассажирских и один товарный состав.

Помимо электропоездов, планировалась и отдельная трасса для паровозов. Она должа была пройти от главной станции к Черкизовскому шоссе и к Медвенским озерам Погонно-Лосиного заповедника. Протяженность этой линии - 8 км.

Электровозы, паровозы и вагоны для детской железной дороги специально разрабатывались Московским институтом железнодорожного транспорта.

Увы, постройке железной дороги помешала война. Она же сильно сказалась и на развитии всего парка им. Сталина - большой Московский зоопарк так и не увидел свет, да и 70% территории так и осталось полуосвоенной, имея статус лесопарка. Возможно, некоторые "вокзалы" этой дороги были построены и до сих пор находятся в парке. Также, по непроверенным сведениям, наземный участок Арбатско-Покровской линии метро (между "Измайловским парком" и "Первомайской") был проложен по трассе так и не построенной линии для паровозов.

(По материалам путеводителя "Осмотр Москвы", 1940 г.) Спасибо  Михаилу Жуйкову за предоставленные материалы.

P.S. Подвижной состав дороги должен был состоять из электровозов типа 1-2-2-1 и паровозов обтекаемой формы типа 1-3-1, оборудованных стокером. Дорога должна была стать первой в стране электрифицированной детской. (Б.С.Горшков, "Локотранс", 1/99)

Если у Вас есть какая-либо информация об этом проекте, пожалуйста, напишите.

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность




 
почта