Главная страница
Карта сайта |
Программа развития общественного
транспорта на 1998-2005 гг.
Вашему вниманию предлагается знакомство с
необычным жителем Москвы-параллельной.
Собственно, на проживание он еще не оформился, и
постоянно в раздумьях - а стоит ли это делать?
Однако, первые шаги по прописке им, увы, уже
сделаны.
7 октября 1997 г. в Правительстве Москвы
было принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 722-ПП "О
проекте размещения жилищного,
культурно-бытового, коммунального и других видов
строительства в Москве на 2001-2005 годы"
(далее - Документ). С его полным текстом Вы можете
ознакомиться здесь.
(Осторожно, размер текста - 577Kb).Нижеследующий
обзор этого документа, дополненный информацией
из ряда источников, посвящен общественному
транспорту.
Основными направлениями развития на 1998-2005 гг.
предполагалось расширение сети линий
метрополитена и троллейбуса, строительство
новых автомобильных дорог (293,5 км) и
реконструкция старых (93.3 км), а также
строительство 4 новых автобусных и 7
троллейбусных парков, расширение некоторых
существовавших (в т.ч. и Краснопресненского
трамвайного депо) и 3 депо метрополитена. Так,
планировалось проложить 60,94 км линий
метрополитена, из них в 1998-2000 гг. - 16,50 км.
Троллейбусных линий - 233 км одиночного пути, из
них в 1998-2000 гг. - 43 км. Примечание:
далее протяженность все линий метрополитена
указывается в двухпутном исчислении, а
троллейбуса - в однопутном. Очевидно, в силу
ведомственной принадлежности к МПС, Документ
никак не раскрывает развитие железных дорог, а
именно организацию пассажирского движения по
Малому кольцу Московской железной дороги и
строительство ж.д. платформы
"Волоколамская" на Рижском направлении.
МЕТРОПОЛИТЕН
Предполагалось, что до 2005 г. будут введены в
строй следующие участки:
1999 - Пражская - Качалово
Серпуховско-Тимирязевской линии (5,6 км,
строительство началось в 1992 г.)
2000 - Чкаловская - Марьина Роща
Люблинской линии (6,7 км, строительство
началось в 1991 г.)
2000 - Киевская - Парк Победы
Арбатско-Покровской линии (4,2 км,
строительство началось в 1991 г.)
2001 - второй выход на станции Маяковская
Замоскворецкой линии (строительство началось в 1994
г.)
2001 - второй выход на станции Арбатская
(строительство планировалось начать в 1998
г.)
2002 - Марьино - Красногвардейская
Люблинской линии (4,33 км, строительство
началось в 1993 г.)
2002 - Красногвардейская - Братеево
и электродепо Братеево Замоскворецкой
линии (2,9 км, строительство началось в 1994
г.)
2003 - Митино - Строгино и
электродепо "Митино" Митинской линии (8,51
км, строительство началось в 1995 г.)
2003 - Строгино - Крылатское - Парк
Победы Строгинской линии (11,49 км,
строительство началось в 1997 г.)
2003 - Выхино - Жулебино
Таганско-Краснопресненской линии (3,4 км,
строительство планировалось начать в 1999
г.)
2003 - второй выход на станции Комсомольская
Кольцевой линии (строительство планировалось
начать в 1999 г.)
2004 - второй выход на станции Бауманская
Арбатско-Покровской линии (строительство
планировалось начать в 2000 г.)
2005 - Парк Победы - Олимпийская
деревня и электродепо "Олимпийская
деревня" Солнцевской линии (10,86 км,
строительство планировалось начать в 1998
г.)
2005 - Парк Победы - Москва-Сити
Солнцевской линии (2,5 км, строительство
планировалось начать в 1999 г.)
2005 - второй выход на станции Парк
Культуры Кольцевой линии (строительство
планировалось начать в 2001 г.)
Кроме этого, до 2005 г. предполагалось
начать строительство линий:
Третьяковская - Смоленская - Москва-Сити
Калининско-Митинской линии (6,18 км)
Москва-Сити - Народное Ополчение - Строгино
Калининско-Митинской линии (11,69 км)
Олимпийская деревня - Новопеределкино
Солнцевской линии (8,35 км)
Москва-Сити - Беговая - Савеловская - ВДНХ
Солнцевской линии (13,06 км)
Петровско-Разумовская - Селигерская
(Лихоборы) с электродепо
Люблинско-Дмитровской линии.(4,0 км)
Новокосино - Новогиреево Калининской
линии (3,7 км)
Также должно было начаться строительство
вторых выходов на станциях Семеновская
и Электрозаводская Арбатско-Покровской
линии, Киевская и Павелецкая
Кольцевой линии, и новой станции Кольцевой линии
- Суворовская.
В настоящее время (август 1999 г.) уже можно
говорить о срыве этих грандиозных планов. Ввод в
эксплуатацию находящихся в строительстве
участков уже отложен на 1,5-4 года, и пока нет
уверенности, что новые сроки будут
окончательными, а строительство второго выхода
станции Арбатская и участка Солнцевской линии
так и не начато. Также с полной уверенностью
можно сказать, что в этом году так и не начнется
строительство второго выхода станции
Комсомольская и линии Парк Победы - Москва-Сити.
Судьба не начатых строиться участков вообще
неопределена, вполне возможно, что вместо них
будут проложены линии скоростного наземного
транспорта (скоростной трамвай, "легкое"
/эстакадное/ метро, монорельсс), эти вопросы
сейчас активно обсуждаются. Кстати, всех этих
видов транспорта в планах 1997 года не было.
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ
Что касается развития наземного общественного
транспорта, то проектом была выбрана
"минская" модель - пребывание трамвайного
хозяйства в законсервированном состоянии и
бурное развитие троллейбусного хозяйства. Также
в новостройках, промзонах, и районах с небольшими
пассажиропотоками предлагалось развитие
автобусного сообщения.
Так как развитие маршрутной сети не имеет
смысла без увеличения количества подвижного
состава, предполагалось для их обслуживания
построить новые парки и новые площадки для уже
существующих. Кроме того - соорудить в 2000-2002
гг. в Коровине базу для технологического
обслуживания и ремонта автобусов "Икарус"
на 2600 машин в год, и в 2001-2004 гг. -
завод по ремонту подвижного состава на 500
троллейбусов и 200 трамваев в год. Кроме
этого, в планах развития трамвайной сети было
только расширение в 1999-2000 гг. Краснопресненского
трамвайного депо, ни одной новой трамвайной
линии не планировалось.
Новые автобусные парки должны были появиться в Чертанове
на 500 машино-мест (в Документе имелась в
виду доводка до проектной мощности начатого
строиться в 1982 г. и открытого в 1991
г. 17-го автобусного парка), Зеленограде
на 400 машино-мест (ожидаемый срок
постройки 1999 г., строится с 1992
г.), Митино (400 машино-мест, строительство
в 2002-2005 гг.) и в Люблино на месте полей
фильтрации (400 машино-мест,
строительство в 2002-2005 гг.). Вводу в строй
двух последних должны были предшествовать
открытые площадки рядом с ними, возникшие
соответственно как филиалы 15-го парка (100
машино-мест, строительство в 1998-2001 гг.) и 2-го
парка (70 машино-мест, 1999-2001 гг.).
Также новые открытые площадки должны были
появиться у 9-го парка (100
машино-мест, 2000-2002 гг.), в Новокосино
- у 4-го парка (150 машино-мест,
строительство в 1998-1999 гг.) и в Очаковской
промзоне - у Филевского
автобусно-троллейбусного парка (100 машино-мест,
строительство в 1999-2001 г.).
6 новых троллейбусных парков должны
быть построены в Новокосино в
коммунальной зоне близ 2-го московского
крематория (150 машино-мест,
строительство в 1997-2000 гг.), Митино
(250 машино-мест, строительство в 1998-2001
гг.), Солнцево у бывшего поселка Терешково
(250 машино-мест, строительство в 2000-2003
гг.), Люблино на месте полей фильтрации (250
машино-мест, строительство в 2000-2003 гг.), Отрадном
(250 машино-мест, строительство в 2000-2003
гг.) и Коровино (100 машино-мест,
строительство в 2002-2005 гг.). Таже
дополнительные открытые площадки должны были
получить 1-й (на 120 мест,
строительство в 2000-2002 гг.) и 2-й
троллейбусные парки (в Измайлове, на 70
мест, строительство в 1998-2001 гг.),
Для обслуживания новых линий наземного
транспорта предстояло построить до 2005
г. 33 конечные станции (из них в 1998-2000
гг. - 8), и для троллейбуса - 50
тяговых подстанций (в 1998-2000 гг. - 13).
К началу 1997 г. в Москве было 184
подстанции.
До конца 2000 г. должно было сдано 43
км новых троллейбусных линий, а в 2001-2005
гг. - 190 км. Если учесть, что в начале 1997 г.
протяженность всех маршрутов была 917 км,
то можно говорить о существенном росте сети.
Такой массовый прирост линий был в конце 1950-1960-х
гг.
В первую очередь новые линии должны были
появиться на западе Москвы. В 1998
г. планировалось открыть линию по ул. Минской от
ул. Мосфильмовской до ул. Б. Филевской
протяженностью 13,0 км. Таким образом
должна была образоваться межрайонная связь
Филевский парк-Кутузовский проспект-Варшавское
шоссе. В 1999 г. - трасса по Кутузовскому
проспекту и Можайскому шоссе, от пл. Победы до
конечной "Беловежская улица". В 2000 г.
- из Крылатского в Кунцево по Ярцевской ул., ул.
Боженко, ул. Кубинка.
К 2001 г. должен был открыться 9-й
троллейбусный парк в Новокосино. Это
давало возможность расширить троллейбусную сеть
и на востоке города. Стыкуясь с существующей
сетью у путепровода рядом с платформой
Новогиреево, в 2001 г. линии должны были
появиться на Кетчерской ул., Носовихинском шоссе
(от МКАД до Городецкой ул.), Новокосинской ул., по
проезду от Новокосинской ул. до 2-го Московского
крематория, ул. Николая Старостина, и от
Носовихинского шоссе к ж.д. платформе Реутово.
Общая протященность линий - 17,5 км.
Также в 2001 г. троллейбус должен был
прийти в Солнцево. Предполагалось
открыть линию от метро "Юго-Западная" через
Никулино и Озерную ул. по Боровскому шоссе, а
также по проездам 519 и 295 внутри Солнцева,
местоположение которых пока узнать не удалось.
Общая протяженность линий - 24,4 км
В 2002 г., после постройки 10-го
троллейбусного парка в Митино там
должно было открыться 3 маршрута. Первый
- от метро "Сокол" по существующей трассе до
канала им. Москвы, и далее по Волоколамскому и
Пятницкому шоссе до 4-го микрорайона Митина.
Второй - от метро "Сходненская" по
существующей трассе до Братцева и далее по ул.
Саломеи Нерис, Дубравной ул. и ул. Генерала
Белобородова до 8-го микрорайона Митина. Третьим
маршрутом планировалось связать новую
железнодорожную платформу Рижского направления
Волоколамская у одноименного шоссе со станцией
метро "Волоколамская и далее по Митинской
улице - с 4-м микрорайоном Митина. Общая
протяженность новых линий - 22,3 км.
В 2003 г., с постройкой троллейбусного
парка в Люблино, троллейбусом
обогатилось бы Жулебино. Туда линии
хотели протянуть по Волгоградскому проспекту и
Новорязанскому шоссе, а также по Рязанскому и
Лермонтовскому проспектам. Внутри Жулебино
линия (в документе, увы, это явным образом не
сказано) должна была пройти от Новорязанского
шоссе по ул. Авиаконструктора Миля и ул. Генерала
Кузнецова с выходом к ж.д. платформе Ухтомская
Казанского направления. Общая протяженность
линий - 22,0 км
Сроки ввода в строй остальных линий явным
образом не обозначены, все они лежат в даипазоне 2001-2005
гг. Вероятнее всего, их пуску должно был
предшествовать открытие по близости нового
троллейбусного парка.
В северо-западной части Москвы помимо
упомянутых митинских линий планировалось
продлить троллейбусное сообщение по ул. Свободы
в Алешкино, связав Южное и Северное Тушино
(протяженность линии - 4,3 км).
На севере и северо-востоке
предусматривалось продление троллейбуса от
моста Октябрьской железной дороги по ул. Линии
Октябрьской ж.д. до метро
"Петровско-Разумовская" (3,5 км), из
Марьиной Рощи в Бутырский хутор по Огородному
проезду (4,6 км), от Осташковского шоссе
по Широкой ул., ул. Малыгина и Анадырскому пр. до
ж.д. платформы Лось Ярославского направления (6,3
км), от Широкой ул. по ул. Плещеева, Бибиревской и
Инженерной ул. до ж.д. станции Бескудниково
Савеловского направления (7,9 км), и от
Ботанической ул. к метро "Владыкино" (1,17
км).
На востоке столицы кроме линий в Новокосино
и Жулебино предстояло построить линию
от Ташкентской ул. по ул. Хлобыстова до станции
метро и железнодорожной платформы "Выхино" (1,2
км). Марьинский Парк, как "хозяин"
нового троллейбусного парка, тоже не мог
остаться в стороне - там линии должны были
появиться на продолжении Краснодонской ул. до
проезда 5381, по проездам 5381, 5380, 823. Скорее всего,
под номерными проездами подразумеваются еще не
застроенные улицы между Мячковским бульваром и
ул. Верхние Поля. Протяженноть новых линий в
Марьинском парке - 15,0 км.
Из юго-восточного округа Москвы линия
троллейбуса (9,4 км) по Люблинской ул.,
Братеевскому мосту, проезду 5302 и ул.Мусы Джалиля
должна дойти до Орехово-Борисова. Эта линия
проходит Братеево транзитом, однако для
обеспечения связи Марьино-Братеево вдоль
Братеевского моста предусматривается линия,
которая, соединяясь с линией от Сабурова по ул.
Борисовские пруды, проходит практически по всем
улицам микрорайона, огибая его с вевера и юга -
Алма-Атинской, Братеевской и Хордовому проезду.
Протяженность этих линий - 17 км.
На юге Москвы запланирована линия от
метро "Южная" по Кировоградской ул., ул.
Подольских Курсантов, Харьковской ул., Медынской
ул. и Булатниковской ул. до ж.д. платформы
Бирюлево-Пассажирская (16,0 км).
На юго-западе Москвы должна была
обрести троллейбусное сообщение по всей своей
длине улица Миклухо-Маклая (7,0 км).
Но не только в срединных районах или окраинах
было предусмотрено развитие троллейбуса. И в центральной
части, хоть и не в самом сердце, была
запроектирована новая трасса - от Рижской
площади по 3-му транспортному кольцу с выходом на
Красноказарменную улицу (по 2-й Бауманской ул. или
набережным Яузы - этого в Документе не объявлено)
и далее по существующей линии до Авиамоторной
улицы (9,5 км).
Как это ни покажется странным, но ни в Коровино,
ни в Бутово до конца 2005 г. линий
не планировалось. Это означает, что появление
новых линий троллейбуса напрямую связаны с
возможностями обслуживания ими существующими к
тому моменту троллейбусными парками. Так как
бутовский и коровинский парки запланированы на 2005
г., то и линии там до этого обслуживать некому.
Как видите, планы по строительству
троллейбусных линий - грандиозные. Однако, их
величие - под угрозой невыполнения, как и
строительство метро. Начатое в марте 1997
г. строительство 9-го троллейбусного
парка в Новокосино пребывает в
полузамороженном состоянии, помимо огороженного
забором площадки, нескольких бытовок и
проложенных внутри территории бетонных плит,
ничего больше нет. Под большим сомнением стоит
ввод в строй этого важного для развития
троллейбусной сети объекта в 2000 г. О
строительстве линии по Минской ул,
обещавшейся еще в 1998 г., вообще забыли.
Обещанная к этому году линия по Кутузовскому
проспекту объявляется в планах каждый год,
начиная с 1995 г. Однако, и в этом году она
построена не будет - готовы к работе лишь
половина из намеченных тяговых подстанций, а без
них - электротока не будет. Строительство
троллейбусного парка в Митино в 1998
г. так и не началось, в планах 1999 г.
начало строительства значилось, однако на деле
оно не ведется.
Достройка 17-го автобусного парка до
проектной мощности все еще продолжается, парк
постоянно наращивает выпуск машин на линии.
Строительство обещанного к открытию в этом году Зеленоградского
автобусного парка в очередной раз заморожено, в
лучшем случае он откроется в следующем году. Над Краснопресненским
трамвайным депо, наряду с Апаковским и Бауманским
вообще нависла угроза закрытия, но это пока
малоконкретные планы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Увы, первые два года из восьми, отпущенных этой
программе, не привели практически ни к какому
развитию общественного транспорта в городе.
Напротив, за это время была окончательно закрыта
трамвайная линия по проспекту Мира, недавно
прекратилось трамвайное движение по ул. 8 Марта и
на Масловке, под угрозой ликвидации практически
половина трамвайных линий столицы. Тем временем,
проектов становится все больше - на
представленном через год после Документа
Генеральном плане развития Москвы появились
новые виды скоростного транспорта, которые до
сих пор не могут обрести конкретную оболочку, в
различных документах они фигурируют под
названиями "скоростной трамвай", "легкое
метро", "наземное метро", "монорельс",
"мини-метро", "скоростная транспортная
система". Нет, это вовсе не значит, что
транспортное строительство в Москве замерло -
оно активно идет, но сместились приоритеты -
вместо общественного транспорта развивается
индивидуальный и грузовой автомобильный.
Строятся новые трассы, мосты, развязки, в
основном - объекты третьего транспортного
кольца. Кстати, в сторону последнего и смещены
приоритеты автодорожного строительства - сейчас
его участки планируют построить на 3-5 лет раньше,
чем это было еще в Документе. Правда,
строительство некоторых других дорог из-за этого
на 2-3 года отложено.
Павел Яблоков,
20.08.1999 |