МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Программа развития общественного транспорта на 1998-2005 гг.

Вашему вниманию предлагается знакомство с необычным жителем Москвы-параллельной. Собственно, на проживание он еще не оформился, и постоянно в раздумьях - а стоит ли это делать? Однако, первые шаги по прописке им, увы, уже сделаны.

7 октября 1997 г. в Правительстве Москвы было принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 722-ПП "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в Москве на 2001-2005 годы" (далее - Документ). С его полным текстом Вы можете ознакомиться здесь. (Осторожно, размер текста - 577Kb).Нижеследующий обзор этого документа, дополненный информацией из ряда источников, посвящен общественному транспорту.

Основными направлениями развития на 1998-2005 гг. предполагалось расширение сети линий метрополитена и троллейбуса, строительство новых автомобильных дорог (293,5 км) и реконструкция старых (93.3 км), а также строительство  4 новых автобусных и 7 троллейбусных парков, расширение некоторых существовавших (в т.ч. и Краснопресненского трамвайного депо) и 3 депо метрополитена. Так, планировалось проложить 60,94 км линий метрополитена, из них в 1998-2000 гг. - 16,50 км. Троллейбусных линий - 233 км одиночного пути, из них в 1998-2000 гг. - 43 км. Примечание: далее протяженность все линий метрополитена указывается в двухпутном исчислении, а троллейбуса - в однопутном. Очевидно, в силу ведомственной принадлежности к МПС, Документ никак не раскрывает развитие железных дорог, а именно организацию пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги и строительство ж.д. платформы "Волоколамская" на Рижском направлении.

МЕТРОПОЛИТЕН

Предполагалось, что до 2005 г. будут введены в строй следующие участки:

1999 - Пражская - Качалово Серпуховско-Тимирязевской линии (5,6 км, строительство началось в 1992 г.)

2000 - Чкаловская - Марьина Роща Люблинской линии (6,7 км, строительство началось в 1991 г.)

2000 - Киевская - Парк Победы Арбатско-Покровской линии (4,2 км, строительство началось в 1991 г.)

2001 - второй выход на станции Маяковская Замоскворецкой линии (строительство началось в 1994 г.)

2001 - второй выход на станции Арбатская (строительство планировалось начать в 1998 г.)

2002 - Марьино - Красногвардейская Люблинской линии (4,33 км, строительство началось в 1993 г.)

2002 - Красногвардейская - Братеево и электродепо Братеево Замоскворецкой линии (2,9 км, строительство началось в 1994 г.)

2003 - Митино - Строгино и электродепо "Митино" Митинской линии (8,51 км, строительство началось в 1995 г.)

2003 - Строгино - Крылатское - Парк Победы Строгинской линии (11,49 км, строительство началось в 1997 г.)

2003 - Выхино - Жулебино Таганско-Краснопресненской линии (3,4 км, строительство планировалось начать в 1999 г.)

2003 - второй выход на станции Комсомольская Кольцевой линии (строительство планировалось начать в 1999 г.)

2004 - второй выход на станции Бауманская Арбатско-Покровской линии (строительство планировалось начать в 2000 г.)

2005 - Парк Победы - Олимпийская деревня и электродепо "Олимпийская деревня" Солнцевской линии (10,86 км, строительство планировалось начать в 1998 г.)

2005 - Парк Победы - Москва-Сити Солнцевской линии (2,5 км, строительство планировалось начать в 1999 г.)

2005 - второй выход на станции Парк Культуры Кольцевой линии (строительство планировалось начать в 2001 г.)

Кроме этого, до 2005 г. предполагалось начать строительство линий:

Третьяковская - Смоленская - Москва-Сити Калининско-Митинской линии (6,18 км)

Москва-Сити - Народное Ополчение - Строгино Калининско-Митинской линии (11,69 км)

Олимпийская деревня - Новопеределкино Солнцевской линии (8,35 км)

Москва-Сити - Беговая - Савеловская - ВДНХ Солнцевской линии (13,06 км)

Петровско-Разумовская - Селигерская (Лихоборы) с электродепо Люблинско-Дмитровской линии.(4,0 км)

Новокосино - Новогиреево Калининской линии (3,7 км)

Также должно было начаться строительство вторых выходов на станциях Семеновская и Электрозаводская Арбатско-Покровской линии, Киевская и Павелецкая Кольцевой линии, и новой станции Кольцевой линии - Суворовская.

В настоящее время (август 1999 г.) уже можно говорить о срыве этих грандиозных планов. Ввод в эксплуатацию находящихся в строительстве участков уже отложен на 1,5-4 года, и пока нет уверенности, что новые сроки будут окончательными, а строительство второго выхода станции Арбатская и участка Солнцевской линии так и не начато. Также с полной уверенностью можно сказать, что в этом году так и не начнется строительство второго выхода станции Комсомольская и линии Парк Победы - Москва-Сити. Судьба не начатых строиться участков вообще неопределена, вполне возможно, что вместо них будут проложены линии скоростного наземного транспорта (скоростной трамвай, "легкое" /эстакадное/ метро, монорельсс), эти вопросы сейчас активно обсуждаются. Кстати, всех этих видов транспорта в планах 1997 года не было.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

Что касается развития наземного общественного транспорта, то проектом была выбрана "минская" модель - пребывание трамвайного хозяйства в законсервированном состоянии и бурное развитие троллейбусного хозяйства. Также в новостройках, промзонах, и районах с небольшими пассажиропотоками предлагалось развитие автобусного сообщения.

Так как развитие маршрутной сети не имеет смысла без увеличения количества подвижного состава, предполагалось для их обслуживания построить новые парки и новые площадки для уже существующих. Кроме того - соорудить в 2000-2002 гг. в Коровине базу для технологического обслуживания и ремонта автобусов "Икарус" на 2600 машин в год, и в 2001-2004 гг. - завод по ремонту подвижного состава на 500 троллейбусов и 200 трамваев в год. Кроме этого, в планах развития трамвайной сети было только расширение в 1999-2000 гг. Краснопресненского трамвайного депо, ни одной новой трамвайной линии не планировалось.

Новые автобусные парки должны были появиться в Чертанове на 500 машино-мест (в Документе имелась в виду доводка до проектной мощности начатого строиться в 1982 г. и открытого в 1991 г. 17-го автобусного парка), Зеленограде на 400 машино-мест (ожидаемый срок постройки 1999 г., строится с 1992 г.), Митино (400 машино-мест, строительство в 2002-2005 гг.) и в Люблино на месте полей фильтрации (400 машино-мест, строительство в 2002-2005 гг.). Вводу в строй двух последних должны были предшествовать открытые площадки рядом с ними, возникшие соответственно как филиалы 15-го парка (100 машино-мест, строительство в 1998-2001 гг.) и 2-го парка (70 машино-мест, 1999-2001 гг.). Также новые открытые площадки должны были появиться у 9-го парка (100 машино-мест, 2000-2002 гг.), в Новокосино - у 4-го парка (150 машино-мест, строительство в 1998-1999 гг.) и в Очаковской промзоне - у Филевского автобусно-троллейбусного парка (100 машино-мест, строительство в 1999-2001 г.).

6 новых троллейбусных парков должны быть построены в Новокосино в коммунальной зоне близ 2-го московского крематория (150 машино-мест, строительство в 1997-2000 гг.), Митино (250 машино-мест, строительство в 1998-2001 гг.), Солнцево у бывшего поселка Терешково (250 машино-мест, строительство в 2000-2003 гг.), Люблино на месте полей фильтрации (250 машино-мест, строительство в 2000-2003 гг.), Отрадном (250 машино-мест, строительство в 2000-2003 гг.) и Коровино (100 машино-мест, строительство в 2002-2005 гг.). Таже дополнительные открытые площадки должны были получить 1-й (на 120 мест, строительство в 2000-2002 гг.) и 2-й троллейбусные парки (в Измайлове, на 70 мест, строительство в 1998-2001 гг.),

Для обслуживания новых линий наземного транспорта предстояло построить до 2005 г. 33 конечные станции (из них в 1998-2000 гг. - 8), и для троллейбуса - 50 тяговых подстанций (в 1998-2000 гг. - 13). К началу 1997 г. в Москве было 184 подстанции.

До конца 2000 г. должно было сдано 43 км новых троллейбусных линий, а в 2001-2005 гг. - 190 км. Если учесть, что в начале 1997 г. протяженность всех маршрутов была 917 км, то можно говорить о существенном росте сети. Такой массовый прирост линий был в конце 1950-1960-х гг.

В первую очередь новые линии должны были появиться на западе Москвы. В 1998 г. планировалось открыть линию по ул. Минской от ул. Мосфильмовской до ул. Б. Филевской протяженностью 13,0 км. Таким образом должна была образоваться межрайонная связь Филевский парк-Кутузовский проспект-Варшавское шоссе. В 1999 г. - трасса по Кутузовскому проспекту и Можайскому шоссе, от пл. Победы до конечной "Беловежская улица". В 2000 г. - из Крылатского в Кунцево по Ярцевской ул., ул. Боженко, ул. Кубинка.

К 2001 г. должен был открыться 9-й троллейбусный парк в Новокосино. Это давало возможность расширить троллейбусную сеть и на востоке города. Стыкуясь с существующей сетью у путепровода рядом с платформой Новогиреево, в 2001 г. линии должны были появиться на Кетчерской ул., Носовихинском шоссе (от МКАД до Городецкой ул.), Новокосинской ул., по проезду от Новокосинской ул. до 2-го Московского крематория, ул. Николая Старостина, и от Носовихинского шоссе к ж.д. платформе Реутово. Общая протященность линий - 17,5 км.

Также в 2001 г. троллейбус должен был прийти в Солнцево. Предполагалось открыть линию от метро "Юго-Западная" через Никулино и Озерную ул. по Боровскому шоссе, а также по проездам 519 и 295 внутри Солнцева, местоположение которых пока узнать не удалось. Общая протяженность линий - 24,4 км

В 2002 г., после постройки 10-го троллейбусного парка в Митино там должно было открыться 3 маршрута. Первый - от метро "Сокол" по существующей трассе до канала им. Москвы, и далее по Волоколамскому и Пятницкому шоссе до 4-го микрорайона Митина. Второй - от метро "Сходненская" по существующей трассе до Братцева и далее по ул. Саломеи Нерис, Дубравной ул. и ул. Генерала Белобородова до 8-го микрорайона Митина. Третьим маршрутом планировалось связать новую железнодорожную платформу Рижского направления Волоколамская у одноименного шоссе со станцией метро "Волоколамская и далее по Митинской улице - с 4-м микрорайоном Митина. Общая протяженность новых линий - 22,3 км.

В 2003 г., с постройкой троллейбусного парка в Люблино, троллейбусом обогатилось бы Жулебино. Туда линии хотели протянуть по Волгоградскому проспекту и Новорязанскому шоссе, а также по Рязанскому и Лермонтовскому проспектам. Внутри Жулебино линия (в документе, увы, это явным образом не сказано) должна была пройти от Новорязанского шоссе по ул. Авиаконструктора Миля и ул. Генерала Кузнецова с выходом к ж.д. платформе Ухтомская Казанского направления. Общая протяженность линий - 22,0 км

Сроки ввода в строй остальных линий явным образом не обозначены, все они лежат в даипазоне 2001-2005 гг. Вероятнее всего, их пуску должно был предшествовать открытие по близости нового троллейбусного парка.

В северо-западной части Москвы помимо упомянутых митинских линий планировалось продлить троллейбусное сообщение по ул. Свободы в Алешкино, связав Южное и Северное Тушино (протяженность линии - 4,3 км).

На севере и северо-востоке предусматривалось продление троллейбуса от моста Октябрьской железной дороги по ул. Линии Октябрьской ж.д. до метро "Петровско-Разумовская" (3,5 км), из Марьиной Рощи в Бутырский хутор по Огородному проезду (4,6 км), от Осташковского шоссе по Широкой ул., ул. Малыгина и Анадырскому пр. до ж.д. платформы Лось Ярославского направления (6,3 км), от Широкой ул. по ул. Плещеева, Бибиревской и Инженерной ул. до ж.д. станции Бескудниково Савеловского направления (7,9 км), и от Ботанической ул. к метро "Владыкино" (1,17 км).

На востоке столицы кроме линий в Новокосино и Жулебино предстояло построить линию от Ташкентской ул. по ул. Хлобыстова до станции метро и железнодорожной платформы "Выхино" (1,2 км). Марьинский Парк, как "хозяин" нового троллейбусного парка, тоже не мог остаться в стороне - там линии должны были появиться на продолжении Краснодонской ул. до проезда 5381, по проездам 5381, 5380, 823. Скорее всего, под номерными проездами подразумеваются еще не застроенные улицы между Мячковским бульваром и ул. Верхние Поля. Протяженноть новых линий в Марьинском парке - 15,0 км.

Из юго-восточного округа Москвы линия троллейбуса (9,4 км) по Люблинской ул., Братеевскому мосту, проезду 5302 и ул.Мусы Джалиля должна дойти до Орехово-Борисова. Эта линия проходит Братеево транзитом, однако для обеспечения связи Марьино-Братеево вдоль Братеевского моста предусматривается линия, которая, соединяясь с линией от Сабурова по ул. Борисовские пруды, проходит практически по всем улицам микрорайона, огибая его с вевера и юга - Алма-Атинской, Братеевской и Хордовому проезду. Протяженность этих линий - 17 км.

На юге Москвы запланирована линия от метро "Южная" по Кировоградской ул., ул. Подольских Курсантов, Харьковской ул., Медынской ул. и Булатниковской ул. до ж.д. платформы Бирюлево-Пассажирская (16,0 км).

На юго-западе Москвы должна была обрести троллейбусное сообщение по всей своей длине улица Миклухо-Маклая (7,0 км).

Но не только в срединных районах или окраинах было предусмотрено развитие троллейбуса. И в центральной части, хоть и не в самом сердце, была запроектирована новая трасса - от Рижской площади по 3-му транспортному кольцу с выходом на Красноказарменную улицу (по 2-й Бауманской ул. или набережным Яузы - этого в Документе не объявлено) и далее по существующей линии до Авиамоторной улицы (9,5 км).

Как это ни покажется странным, но ни в Коровино, ни в Бутово до конца 2005 г. линий не планировалось. Это означает, что появление новых линий троллейбуса напрямую связаны с возможностями обслуживания ими существующими к тому моменту троллейбусными парками. Так как бутовский и коровинский парки запланированы на 2005 г., то и линии там до этого обслуживать некому.

Как видите, планы по строительству троллейбусных линий - грандиозные. Однако, их величие - под угрозой невыполнения, как и строительство метро. Начатое в марте 1997 г. строительство 9-го троллейбусного парка в Новокосино пребывает в полузамороженном состоянии, помимо огороженного забором площадки, нескольких бытовок и проложенных внутри территории бетонных плит, ничего больше нет. Под большим сомнением стоит ввод в строй этого важного для развития троллейбусной сети объекта в 2000 г. О строительстве линии по Минской ул, обещавшейся еще в 1998 г., вообще забыли. Обещанная к этому году линия по Кутузовскому проспекту объявляется в планах каждый год, начиная с 1995 г. Однако, и в этом году она построена не будет - готовы к работе лишь половина из намеченных тяговых подстанций, а без них - электротока не будет. Строительство троллейбусного парка в Митино в 1998 г. так и не началось, в планах 1999 г. начало строительства значилось, однако на деле оно не ведется.

Достройка 17-го автобусного парка до проектной мощности все еще продолжается, парк постоянно наращивает выпуск машин на линии. Строительство обещанного к открытию в этом году Зеленоградского автобусного парка в очередной раз заморожено, в лучшем случае он откроется в следующем году. Над Краснопресненским трамвайным депо, наряду с Апаковским и Бауманским вообще нависла угроза закрытия, но это пока малоконкретные планы.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Увы, первые два года из восьми, отпущенных этой программе, не привели практически ни к какому развитию общественного транспорта в городе. Напротив, за это время была окончательно закрыта трамвайная линия по проспекту Мира, недавно прекратилось трамвайное движение по ул. 8 Марта и на Масловке, под угрозой ликвидации практически половина трамвайных линий столицы. Тем временем, проектов становится все больше - на представленном через год после Документа Генеральном плане развития Москвы появились новые виды скоростного транспорта, которые до сих пор не могут обрести конкретную оболочку, в различных документах они фигурируют под названиями "скоростной трамвай", "легкое метро", "наземное метро", "монорельс", "мини-метро", "скоростная транспортная система". Нет, это вовсе не значит, что транспортное строительство в Москве замерло - оно активно идет, но сместились приоритеты - вместо общественного транспорта развивается индивидуальный и грузовой автомобильный. Строятся новые трассы, мосты, развязки, в основном - объекты третьего транспортного кольца. Кстати, в сторону последнего и смещены приоритеты автодорожного строительства - сейчас его участки планируют построить на 3-5 лет раньше, чем это было еще в Документе. Правда, строительство некоторых других дорог из-за этого на 2-3 года отложено.

 

Павел Яблоков,

20.08.1999

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность