МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Программа развития общественного транспорта на 1992-2000 гг.

Предлагаемый к знакомству житель Москвы-параллельной является старшим родственником уже знакомой Вам программы развития общественного транспорта на 1998-2005 гг. В отличии от своего более молодого собрата, сей господин Документ, увы, обрел вечную прописку в городе-призраке.

24 марта 1993 г. в Правительстве Москвы было принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 265 "О размещении жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в Москве в 1993, 1994-1995 годах и на период до 2000 года" (далее - Документ1). С его полным текстом Вы можете ознакомиться здесь. (размер текста - 140K). Реально этот документ рассматривает развитие транспорта в 1996-2000 гг. Развитие в 1992-1995 гг. было описано в более раннем документе - ПОСТАНОВЛЕНИИ N37 от 28 января 1992 г. "О неотложных мерах по развитию городского транспорта и дорожно-уличной сети Москвы в 1992-1995 гг." (далее - Документ2). Полный текст - здесь (размер 61К). Вместе два этих документа вполне можно считать программой развития общественного транспорта на 1992-2000 гг.

Наиболее важными пунктами в транспортной части документов было продолжение строительства линий метрополитена, развитие пригородных железнодорожных перевозок и прокладка дополнительных путей главных направлений, строительство новых дорог и мостов, проектированыи и строительство новых объектов наземного пассажирского транспорта (депо, парки, конечные станции, ремонтные базы). Так, в 1993-2000 гг. планировалось построить и реконструировать 60 автотранспортных развязок и путепроводов, в 1993-1995 гг. - 33 подземных пешеходных перехода на городских магистралях, плюс 5 в центральной части города и 8 на МКАД.

В 1993-2000 гг. предполагалось строительство 6 новых автобусных и 8 троллейбусных парков, расширение некоторых существовавших (в т.ч. и Краснопресненского трамвайного депо) и 3 депо метрополитена. В 1996-2000 гг. планировалось проложить 58,0-59,4  км линий метрополитена, построить 6 вторых выходов на существующих станциях и 3 станции на действующих линиях. При этом строящиеся в то время Люблинская линия и участки Бибирево-Алтуфьево и Пражская-Качалово Серпуховско-Тимирязевской в это число не входили, т.к их должны были сдать еще в 1993-95 гг.

.МЕТРОПОЛИТЕН

Предполагалось, что в 1996-2000 г. будут введены в строй следующие участки:

1996 - Красногвардейская - Братеево Замоскворецкой линии (3,1 км, строительство планировалось начать в 1993 г.)

1996 - Киевская - Парк Победы Арбатско-Покровской линии (4,2 км, строительство началось в 1991 г.)

1997 - Медведково - Челобитьево Калужско-Рижской линии (3,6 км, строительство планировалось начать в 1993 г.)

1997 - второй выход на станции Маяковская Замоскворецкой линии (строительство планировалось начать в 1993 г.)

1998 - Чкаловская - Марьина Роща Люблинской линии (6,7 км, строительство началось в 1991 г.)

1998 - второй выход на станции Киевская Арбатско-Покровской линии (строительство планировалось начать в 1993 г.)

1998 - второй выход на станции Комсомольская Кольцевой линии (строительство планировалось начать в 1993 г.)

1999 - второй выход на станции Павелецкая Кольцевой линии (строительство планировалось начать в 1995 г.)

2000 - Митинская линия (Парк Победы - Кунцевская + Крылатское - Строгино - Митино. Сроки строительства и протяженность линии (19,4 - 20,8 км) зависели от принятия разных вариантов направления трассы линии от ст. "Строгино").

2000 - Парк Победы - Солнцево Солнцевской линии (14,0 км, строительство планировалось начать в 1996 г.)

2000 - Новогиреево - Ново-Косино Калининской линии (3,5 км, строительство планировалось начать в 1996 г.)

2000 - Выхино - Жулебино Таганско-Краснопресненской линии (3,5 км, строительство планировалось начать в 1996 г.)

2000 - второй выход на станции Парк Культуры Кольцевой линии (строительство планировалось начать в 1995 г.)

2000 - второй выход на станции Бауманская Арбатско-Покровской линии (строительство планировалось начать в 1996 г.)

2000 - станция Площадь Коммуны Кольцевой линии (строительство планировалось начать в 1993 г.)

2000 - станция Хмельницкая Арбатско-Покровской линии (строительство планировалось начать в 1996 г.)

2000 - станция Полянка Калужско-Рижской линии (строительство планировалось начать в 1996 г.)

Судя по этим планам, 2000 г. должен был ознаменоваться вводом в эксплуатацию рекордного количества объектов метрополитена - 40 км линий, а также 2 вторых выхода и 3 дополнительных станции на действующих линиях. Однако, за такой датой скорее проглядывалась неуверенность проектировщиков в выполнении этих планов. И она, увы, оправдалась. Планировавшийся к сдаче в 1995 г. участок Бутово-Качалово и в 2000 г. будет сдан лишь на треть - до первой станции Улица Академика Янгеля (ранее - Россошанская). Линии Киевская - Парк Победы, Чкаловская - Марьина Роща, Красногвардейская - Братеево и Митинская, а также выход на Маяковской опаздывают с открытием уже на 4-5 лет. Строительство участков Медведково - Челобитьево, Вызино - Жулебино, Новогиреево - Новокосино, равно как выходов на Киевской, Комсомольской, Парке Культуры, Павелецкой, Бауманской, и станций Хмельницкая и Полянка изчезло из ближайших планов метростроя. Начало строительства Солнцевской линии - более ранняя перспектива, однако и оно каждый год откладывается. Судьба станции Суворовская (ранее - Площадь Коммуны) непонятна - по одним сведениям, строительство ее законсервировано и с продлением Люблинской линии пересадки с нее на Кольцевую не предвидится. Другие же источники уверяют, что оба объекта будут построены одновременно. Можно говорить о ПОЛНОМ провале планов строительства метро - ни один из объектов, планировавшихся в сдаче в 1996-2000 гг., в эти сроки не был и не будет сдан.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Немалое внимание уделялось пригородным и городским железнодорожным пассажирским перевозкам. На многих направлениях предполагалось построить дополнительные главные пути, новые электродепо и пешеходные тоннели.

Горьковское направление

  • Продолжение строительства III пути Москва - Кусково (8 км, 1993-2003)

Киевское направление

  • Завершение строительства III пути Солнечная - Лесной городок с пеш. тоннелями Солнечная, Переделкино, Лесной городок (12 км, 1993-1999)

Соединительные линии

  • Завершение строительства II пути Савеловско-Смоленского диаметра (2 км, 1992-1996)

Курское направление

  • Продолжение строительства III и IV путей Москва - Люблино (18 км, 1992-2005)

Белорусское направление

  • Продолжение строительства III пути Москва - Одинцово (15 км, 1993-2003)
  • Задел строительства электродепо Голицыно (1998-2008)

Павелецкое направление

  • Продолжение строительства IV пути Москва - Бирюлево (16,5 км, 1994-2004)
  • Задел строительства IV главного пути Домодедово - Москва (38 км, 1996-2006)

Большое московское кольцо

  • Завершение строительства II пути Икша - п. 81 км - Александров с мостовым переходом через р. Москву (95 км, 1991-1999)

Октябрьская ж.д.

  • Задел строительства IV главного пути Крюково - Москва (38 км, 1996-2006)
  • Строительство электродепо Крюково

Савеловское направление

  • Строительство III главного пути Москва-Лобня (26 км)

Казанское направление

  • Строительство пешеходных тоннелей на о.п. Косино, Ухтомская (1996-2000)

К сожалению, и тут практически ничего не было сделано. Отчасти, правда, потому, что планы потеряли актуальность - пассажиро- и грузопотоки по железной дороге значительно сократились. Из всех перечисленных объектов лишь депо Крюково практически достроено.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ - ПАРКИ

В развитии наземного общественного транспорта не планировалось участие трамвая, приоритеты были отданы троллейбусам на городских магистралях и автобусам - в новых районах.

Для обслуживания новых маршрутов предстояло увеличить поголовье подвижного состава и построить новые автобусные и троллейбусные парки. Кроме того, планировалось построить завод по ремонту подвижного стстава, открытые площадки для стоянок подвижного состава.

Новые автобусные парки должны были появиться в Митино (400 машино-мест, строительство в 1994-1995 гг.) и в Люблино на месте полей фильтрации (400 машино-мест, строительство в 1996-2000 гг.), а также в Чертаново (500 машино-мест, достройка уже существовавшего 17-го автобусного парка, 1992-1995 гг.) и Теплом Стане (400 машино-мест, достройка 18-го автобусного парка, 1992-1995 гг.), Зеленограде (400 машино-мест, 1992-1995 гг.), на Алтуфьевском шоссе у Бибиревской ул. (400 машино-мест, достройка в 1992-1995 гг.). В 7-м и 11-м автобусных парках должны были появиться пристройки к хозяйственному корпусу, а в 6-м парке - весь корпус. Многие парки должны были получить дополнительные открытые стоянки - 4-й парк в Новокосино (170 машино-мест), а также 2-й, 3-й, 5-й, 6-й, 9-й, 15-й парки.

8 новых троллейбусных парков должны быть построены в Новокосино в коммунальной зоне близ 2-го московского крематория (150 машино-мест, строительство в 1994-1996 гг.), Митино (150 машино-мест, строительство в 1994-1996 гг.), Отрадном (250 машино-мест, строительство в 1995-1997 гг.), Северном Бутове (250 машино-мест, строительство в 1995-1997 гг.), Солнцево у бывшего поселка Терешково (250 машино-мест, строительство в 1996-1997 гг.), Люблино на месте полей фильтрации (150 машино-мест, строительство в 1996-2000 гг.),   Коровино (100 машино-мест, строительство в 1996-2000 гг.),  Куркино-Новоподрезково (150 машино-мест, строительство в 1997-2003 гг.). Документ2 планировал также постройку парка в Измайлово на 100 машино-мест, но вместо него решено было соорудить лишь открытую площадку для 2-го парка. Помимо него, площадками должны были обогатиться 1-й, 4-й и 6-й парки.

Наконец-то в заключении раздела можно хоть немного порадоваться. К сожалению, именно "немного". С опозданием на 1 год, в декабре 1996 г. открылся 18-й автобусный парк в Теплом Стане. В 1997 г. парк на Алтуфьевском шоссе открылся как филиал 3-го автобусного парка, а в начале 1999 г. 3-й парк переехал туда полностью. Бывшая территория 3-го автобусного парка пустует, ближайшей зимой там будут храниться автобусы и троллейбусы из Музея городского транспорта. А открытая площадка 3-го парка под Рижской эстакадой между путями Октябрьской ж.д. и Ярославского направления МЖД в 1998 г. перешла к 4-му, как компенсация за так и не построенный в Новокосино филиал. 17-й автобусный парк в Чертаново все еще достраивается, хотя с 1992 г. увеличил емкость втрое и она уже достигла 250 машино-мест. Строительство автобусного парка в Зеленограде в очередной раз заморожено, и обещанное в 1998 г. его открытие к концу 1999 г. не состоится - в лучшем случае оно произойдет к концу 2000 г. Автобусный парк в Люблино не числится больше даже в проектах - вместо него в далекой перспективе возможна постройка в Марьинском парке лишь открытой площадки - филиала 2-го автобусного парка. Ни один из парков запланированной открытой площадки не получил.

Троллейбусные парки - гораздо более печальная история. Из 8 парков не построен до сих пор ни один, и даже их строительство (кроме 9-го в Новокосино) не начиналось. Но и 9-й парк далек от конца строительства - хотя и началось он в 1997 г., ограничивается оно пока лишь огороженной площадкой и дорожками из бетонных плит, проложенных по высокой траве за бетонным забором. 10-й парк в Митино каждый год планируют начать строить, но видно, руки не доходят. Продолжение истории о троллейбусах - в следующем разделе.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ - ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ЛИНИИ

Хотелось бы в планах развития транспорта написать о новых линиях трамвая, но оба документа не представляют такой возможности - все, что ими сказано о трамваях, это планировавшееся расширение веера путей Краснопресненского депо. Поэтому перейду к троллейбусам.

В 1992-1995 гг. планировалось построить 62,3 км одиночного пути, а в 1996-2000 г. 220 км новых троллейбусных линий. Если говорить более точно, то в 1992-1993 гг. ввода новых линий не планировалось, это время отводилось для проектировочных работ.

Первым новые троллейбусные линии должен был получить запад Москвы. В 1994 г. - по Минской ул. от Мосфильмовской ул. до  метро Филевский парк (7,2 км одиночного пути). В 1995 г. - еще 2 линии: по Можайскому шоссе от пл. Победы до Беловежской ул. (20,0 км о.п.) и от Рублевского шоссе по ул. Ярцевская, Боженко и Кубинка до Можайского шоссе (6,6 км о.п.).

Одна из первых линий в 1995 г. должна была появиться в центре Москвы - по ул. Балчуг, Раушской наб., наб. Максима Горького (сейчас - Космодамианская), Краснохолмской наб., ул. Осипенко (сейчас - Садовническая). По каждой из улиц предполагалось одностороннее движение, общая длина линии - 5,0 км. Небольшой участок троллейбусной линии - 0,8 км должен был появиться на ул. Б. Каменщики близ Таганской пл.

На северо-западе троллейбусная линия от Братцево по ул. Саломеи Нерис должна была прийти в Митино. Сеть протяженностью 22,3 км должна была появиться в 1995-1996 гг. - одновременно с митинским троллейбусным парком. Внутри Митино троллейбусное движение проетировалось по Дубравной ул. и ул. Генерала Белобородова до 8-го микрорайона, по 1-му Митинскому пер., Митинской ул., Пятницкому шоссе до 4-го микрорайона.

На севере первую троллейбусную линию должны были построить в 1994 г. - от Б. Академической ул. по ул. Линия Октябрьской ж. д. до метро Петровско-Разумовская (2,7 км одиночного пути). На 1996-2000 гг. проектировались по Огородному проезду от Шереметьевской ул. до ул. Милашенкова (5 км о.п.), далее от ул. Милашенкова по путепроводу Октябрьской ж.д. (под которым планировалось построить новую конечную троллейбусов №№ 3 и 29) ул. Комдива Орлова до существующей линии на Ботанической ул. и Алтуфьевском шоссе, далее по ул. Хачатуряна мимо станции метро Отрадное, Северному бульвару, проезду Дежнева и ул. Менжинского до ж.-д. станции Лосиноостровская (18 км о.п.).

Восток Москвы должен был получить линии в районах-новостройках за МКАД. В 1994-1996 гг. сеть линий протяженностью 16,6 км о.п. в Новокосино дожна была протянуться от Вешняковской ул. по Кетчерской ул., Носовихинскому шоссе, Новокосинской ул., ул. Николая Старостина и Салтыковской ул. В Жулебино планировали 2 линии - от Ташкентской ул. по Рязанскому просп. и Привольной ул. до 1-го микрорайона (4,1 км о.п.) и от ул. Академика Скрябина по Волгоградскому просп. и Новорязанскому шоссе до 6-го микрорайона (7,0 км о.п.). Жулебино и Новокосино планировалось соединить линией по вновь проложенному проезду 279 через новый путепровод у платф. Ухтомская, который должен был строиться в 1993-1996 гг. (7,0 км о.п.).

Наиболее оригинальную линию планировалось построить в 1994 г. на юго-западе - по Ленинскому проспекту от Калужской площади до ул. 26 Бакинских Комиссаров (20,0 км о.п.). В отличии от давно существующей там линии, новая проектировалась как экспрессная. Другая линия, построенная в 1995-1997 гг. соединила бы метро Юго-Западная через Никулинскую и Озерную улицы, Боровское шоссе и ул. Шолохова с 9-м микрорайоном Солнцева (20,0 км о.п.).

Больше всего проектировалось линий на юге Москвы. Первая группа линий должна соединить Москворечье-Сабурово и Братеево. Сеть линий длиной 14,0 км о.п. должна пройти по ул. Борисовские пруды до Братеево (конечная автобуса №738), а также по Ключевой ул. до 3-го микрорайона Братеева. Вторая группа (16,0 км о.п) - по ул. Мусы Джалиля, проезду №5302, Братеевскому мосту и Люблинской ул. до ул. Нижние поля. Помимо этого, видимо, троллейбусну линию планировали от Люблинской ул. по ул. Перерва и Краснодонской ул. до ул. Судакова. Третья линия должна была соединить Чертаново и Бирюлево - от метро Южная по Кировоградской ул., ул. Красного Маяка, ул. Подольских Курсантов, Харьковской, Медынской и Булатниковской ул. (16,0 км о.п.). Четвертая - от метро Тульская по М. Тульской ул., Загородному шоссе, Севастопольскому просп. (12,0 км о.п.). Пятая - по Нагатинской ул., и ул. Новинки и Коломенской ул. до Москвы-реки (автобусная конечная "Нагатинский затон") (9,0 км). И шестая, самая большая группа линий - в Бутово, от Аннино по Варшавскому шоссе, Коктебельской ул., Старокачаловской ул., бульв. Дмитрия Донского до 7-го микрорайона Северного Бутова. Планировали троллейбусное движение и на других улицах Северного и Южного Бутова - всего 30,0 км о.п.

В районе троллейбусных парков в Новокосино, Отрадном, Солнцево, Бутово, Митино, Куркино было предусмотрены служебные линии до ближайших трасс с маршрутным движением - всего 23,0 км о.п.

После такого длинного и радужного описания планов в особенности горько подводить итоги. Ни одна из почти 300 км линий не построена, и в ближайшее время ждать их появления не приходится. Наиболее близка к открытию линия по Можайскому шоссе - половина тяговых подстанций там уже готова, но достройка остальных и навешивание контактной сети каждый год откладывается. Остальные линии постепенно изчезают из поля зрения даже планов, обретая вечную прописку в Москве-параллельной. В более поздних проектах уже никто не вспоминает про линии в центре, экспресс на Ленинском проспекте, от Алтуфьевского шоссе до Лосиноостровской, по Малой Тульской и Севастопольскому проспекту, в Нагатино.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Никогда не верьте и не радуйтесь обширным планам строительства объектов инфраструктуры общественного транспорта. Радость от их реализации едва ли будет больше горечи от несбывшихся надежд.

 

Павел Яблоков,

22-30.10.1999

  спасибо Антону Чиграю за предоставленную информацию

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность