Главная страница
Карта сайта |
Программа развития общественного
транспорта на 1992-2000 гг.
Предлагаемый к знакомству житель Москвы-параллельной
является старшим родственником уже знакомой Вам программы развития
общественного транспорта на 1998-2005 гг. В отличии
от своего более молодого собрата, сей господин
Документ, увы, обрел вечную прописку в
городе-призраке.
24 марта 1993 г. в Правительстве Москвы
было принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 265 "О
размещении жилищного, культурно-бытового,
коммунального и других видов строительства в
Москве в 1993, 1994-1995 годах и на период до 2000 года"
(далее - Документ1). С его полным текстом Вы можете
ознакомиться здесь. (размер
текста - 140K). Реально этот документ
рассматривает развитие транспорта в 1996-2000 гг.
Развитие в 1992-1995 гг. было описано в более раннем
документе - ПОСТАНОВЛЕНИИ N37 от 28
января 1992 г. "О неотложных мерах по развитию
городского транспорта и дорожно-уличной сети
Москвы в 1992-1995 гг." (далее - Документ2).
Полный текст - здесь (размер 61К).
Вместе два этих документа вполне можно считать
программой развития общественного транспорта на
1992-2000 гг.
Наиболее важными пунктами в транспортной части
документов было продолжение строительства линий
метрополитена, развитие пригородных
железнодорожных перевозок и прокладка
дополнительных путей главных направлений,
строительство новых дорог и мостов,
проектированыи и строительство новых объектов
наземного пассажирского транспорта (депо, парки,
конечные станции, ремонтные базы). Так, в 1993-2000 гг.
планировалось построить и реконструировать 60
автотранспортных развязок и путепроводов, в
1993-1995 гг. - 33 подземных пешеходных перехода на
городских магистралях, плюс 5 в центральной части
города и 8 на МКАД.
В 1993-2000 гг. предполагалось
строительство 6 новых автобусных и 8
троллейбусных парков, расширение некоторых
существовавших (в т.ч. и Краснопресненского
трамвайного депо) и 3 депо
метрополитена. В 1996-2000 гг. планировалось
проложить 58,0-59,4 км линий
метрополитена, построить 6 вторых
выходов на существующих станциях и 3 станции на
действующих линиях. При этом строящиеся в то
время Люблинская линия и участки Бибирево-Алтуфьево
и Пражская-Качалово Серпуховско-Тимирязевской
в это число не входили, т.к их должны были сдать
еще в 1993-95 гг.
.МЕТРОПОЛИТЕН
Предполагалось, что в 1996-2000 г. будут
введены в строй следующие участки:
1996 - Красногвардейская - Братеево
Замоскворецкой линии (3,1 км,
строительство планировалось начать в 1993
г.)
1996 - Киевская - Парк Победы
Арбатско-Покровской линии (4,2 км,
строительство началось в 1991 г.)
1997 - Медведково - Челобитьево
Калужско-Рижской линии (3,6 км,
строительство планировалось начать в 1993
г.)
1997 - второй выход на станции Маяковская
Замоскворецкой линии (строительство
планировалось начать в 1993 г.)
1998 - Чкаловская - Марьина Роща
Люблинской линии (6,7 км, строительство
началось в 1991 г.)
1998 - второй выход на станции Киевская
Арбатско-Покровской линии (строительство
планировалось начать в 1993 г.)
1998 - второй выход на станции Комсомольская
Кольцевой линии (строительство планировалось
начать в 1993 г.)
1999 - второй выход на станции Павелецкая
Кольцевой линии (строительство планировалось
начать в 1995 г.)
2000 - Митинская линия (Парк Победы -
Кунцевская + Крылатское - Строгино -
Митино. Сроки строительства и протяженность
линии (19,4 - 20,8 км) зависели от принятия
разных вариантов направления трассы линии от ст.
"Строгино").
2000 - Парк Победы - Солнцево
Солнцевской линии (14,0 км, строительство
планировалось начать в 1996 г.)
2000 - Новогиреево - Ново-Косино
Калининской линии (3,5 км, строительство
планировалось начать в 1996 г.)
2000 - Выхино - Жулебино
Таганско-Краснопресненской линии (3,5 км,
строительство планировалось начать в 1996
г.)
2000 - второй выход на станции Парк
Культуры Кольцевой линии (строительство
планировалось начать в 1995 г.)
2000 - второй выход на станции Бауманская
Арбатско-Покровской линии (строительство
планировалось начать в 1996 г.)
2000 - станция Площадь Коммуны
Кольцевой линии (строительство планировалось
начать в 1993 г.)
2000 - станция Хмельницкая
Арбатско-Покровской линии (строительство
планировалось начать в 1996 г.)
2000 - станция Полянка
Калужско-Рижской линии (строительство
планировалось начать в 1996 г.)
Судя по этим планам, 2000 г. должен был
ознаменоваться вводом в эксплуатацию рекордного
количества объектов метрополитена - 40
км линий, а также 2 вторых выхода и 3
дополнительных станции на действующих линиях.
Однако, за такой датой скорее проглядывалась
неуверенность проектировщиков в выполнении этих
планов. И она, увы, оправдалась. Планировавшийся к
сдаче в 1995 г. участок Бутово-Качалово
и в 2000 г. будет сдан лишь на треть - до
первой станции Улица Академика Янгеля
(ранее - Россошанская). Линии Киевская
- Парк Победы, Чкаловская - Марьина Роща,
Красногвардейская - Братеево и Митинская,
а также выход на Маяковской опаздывают
с открытием уже на 4-5 лет. Строительство участков Медведково
- Челобитьево, Вызино - Жулебино, Новогиреево -
Новокосино, равно как выходов на Киевской,
Комсомольской, Парке Культуры, Павелецкой,
Бауманской, и станций Хмельницкая и
Полянка изчезло из ближайших планов
метростроя. Начало строительства Солнцевской
линии - более ранняя перспектива, однако и оно
каждый год откладывается. Судьба станции
Суворовская (ранее - Площадь Коммуны) непонятна -
по одним сведениям, строительство ее
законсервировано и с продлением Люблинской
линии пересадки с нее на Кольцевую не
предвидится. Другие же источники уверяют, что оба
объекта будут построены одновременно. Можно
говорить о ПОЛНОМ провале планов строительства
метро - ни один из объектов, планировавшихся в
сдаче в 1996-2000 гг., в эти сроки не был и не будет
сдан.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Немалое внимание уделялось пригородным и
городским железнодорожным пассажирским
перевозкам. На многих направлениях
предполагалось построить дополнительные
главные пути, новые электродепо и пешеходные
тоннели.
Горьковское направление
- Продолжение строительства III пути Москва -
Кусково (8 км, 1993-2003)
Киевское направление
- Завершение строительства III пути Солнечная
- Лесной городок с пеш. тоннелями Солнечная,
Переделкино, Лесной городок (12
км, 1993-1999)
Соединительные линии
- Завершение строительства II пути Савеловско-Смоленского
диаметра (2 км, 1992-1996)
Курское направление
- Продолжение строительства III и IV путей Москва
- Люблино (18 км, 1992-2005)
Белорусское направление
- Продолжение строительства III пути Москва -
Одинцово (15 км, 1993-2003)
- Задел строительства электродепо Голицыно
(1998-2008)
Павелецкое направление
- Продолжение строительства IV пути Москва -
Бирюлево (16,5 км, 1994-2004)
- Задел строительства IV главного пути Домодедово
- Москва (38 км, 1996-2006)
Большое московское кольцо
- Завершение строительства II пути Икша - п. 81
км - Александров с мостовым переходом через
р. Москву (95 км, 1991-1999)
Октябрьская ж.д.
- Задел строительства IV главного пути Крюково
- Москва (38 км, 1996-2006)
- Строительство электродепо Крюково
Савеловское направление
- Строительство III главного пути Москва-Лобня
(26 км)
Казанское направление
- Строительство пешеходных тоннелей на о.п. Косино,
Ухтомская (1996-2000)
К сожалению, и тут практически ничего не было
сделано. Отчасти, правда, потому, что планы
потеряли актуальность - пассажиро- и грузопотоки
по железной дороге значительно сократились. Из
всех перечисленных объектов лишь депо Крюково
практически достроено.
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ - ПАРКИ
В развитии наземного общественного транспорта
не планировалось участие трамвая, приоритеты
были отданы троллейбусам на городских
магистралях и автобусам - в новых районах.
Для обслуживания новых маршрутов предстояло
увеличить поголовье подвижного состава и
построить новые автобусные и троллейбусные
парки. Кроме того, планировалось построить завод
по ремонту подвижного стстава, открытые площадки
для стоянок подвижного состава.
Новые автобусные парки должны были появиться в Митино
(400 машино-мест, строительство в 1994-1995
гг.) и в Люблино на месте полей
фильтрации (400 машино-мест,
строительство в 1996-2000 гг.), а также в Чертаново
(500 машино-мест, достройка уже
существовавшего 17-го автобусного парка,
1992-1995 гг.) и Теплом Стане (400
машино-мест, достройка 18-го автобусного парка, 1992-1995
гг.), Зеленограде (400
машино-мест, 1992-1995 гг.), на Алтуфьевском
шоссе у Бибиревской ул. (400
машино-мест, достройка в 1992-1995 гг.). В 7-м
и 11-м автобусных парках должны были
появиться пристройки к хозяйственному корпусу, а
в 6-м парке - весь корпус. Многие парки
должны были получить дополнительные открытые
стоянки - 4-й парк в Новокосино (170
машино-мест), а также 2-й, 3-й, 5-й,
6-й, 9-й, 15-й парки.
8 новых троллейбусных парков должны
быть построены в Новокосино в
коммунальной зоне близ 2-го московского
крематория (150 машино-мест,
строительство в 1994-1996 гг.), Митино (150
машино-мест, строительство в 1994-1996 гг.), Отрадном
(250 машино-мест, строительство в 1995-1997
гг.), Северном Бутове (250
машино-мест, строительство в 1995-1997 гг.),
Солнцево у бывшего поселка Терешково
(250 машино-мест, строительство в 1996-1997
гг.), Люблино на месте полей фильтрации (150
машино-мест, строительство в 1996-2000 гг.),
Коровино (100 машино-мест,
строительство в 1996-2000 гг.), Куркино-Новоподрезково
(150 машино-мест, строительство в 1997-2003
гг.). Документ2 планировал также постройку
парка в Измайлово на 100
машино-мест, но вместо него решено было соорудить
лишь открытую площадку для 2-го парка.
Помимо него, площадками должны были обогатиться 1-й,
4-й и 6-й парки.
Наконец-то в заключении раздела можно хоть
немного порадоваться. К сожалению, именно
"немного". С опозданием на 1 год, в декабре
1996 г. открылся 18-й автобусный парк в
Теплом Стане. В 1997 г. парк на Алтуфьевском
шоссе открылся как филиал 3-го
автобусного парка, а в начале 1999 г. 3-й
парк переехал туда полностью. Бывшая территория
3-го автобусного парка пустует, ближайшей
зимой там будут храниться автобусы и троллейбусы
из Музея городского транспорта. А открытая
площадка 3-го парка под Рижской
эстакадой между путями Октябрьской ж.д.
и Ярославского направления МЖД
в 1998 г. перешла к 4-му, как
компенсация за так и не построенный в Новокосино
филиал. 17-й автобусный парк в Чертаново
все еще достраивается, хотя с 1992 г.
увеличил емкость втрое и она уже достигла 250
машино-мест. Строительство автобусного парка в
Зеленограде в очередной раз заморожено, и
обещанное в 1998 г. его открытие к концу 1999
г. не состоится - в лучшем случае оно произойдет к
концу 2000 г. Автобусный парк в Люблино
не числится больше даже в проектах - вместо него в
далекой перспективе возможна постройка в
Марьинском парке лишь открытой площадки -
филиала 2-го автобусного парка. Ни один
из парков запланированной открытой площадки не
получил.
Троллейбусные парки - гораздо более печальная
история. Из 8 парков не построен до сих
пор ни один, и даже их строительство (кроме 9-го
в Новокосино) не начиналось. Но и 9-й
парк далек от конца строительства - хотя и
началось он в 1997 г., ограничивается оно
пока лишь огороженной площадкой и дорожками из
бетонных плит, проложенных по высокой траве за
бетонным забором. 10-й парк в Митино
каждый год планируют начать строить, но видно,
руки не доходят. Продолжение истории о
троллейбусах - в следующем разделе.
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ -
ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ЛИНИИ
Хотелось бы в планах развития транспорта
написать о новых линиях трамвая, но оба документа
не представляют такой возможности - все, что ими
сказано о трамваях, это планировавшееся
расширение веера путей Краснопресненского депо.
Поэтому перейду к троллейбусам.
В 1992-1995 гг. планировалось построить
62,3 км одиночного пути, а в 1996-2000
г. 220 км новых троллейбусных линий. Если
говорить более точно, то в 1992-1993 гг.
ввода новых линий не планировалось, это время
отводилось для проектировочных работ.
Первым новые троллейбусные линии должен был
получить запад Москвы. В 1994 г. -
по Минской ул. от Мосфильмовской
ул. до метро Филевский парк (7,2 км
одиночного пути). В 1995 г. - еще 2
линии: по Можайскому шоссе от пл. Победы
до Беловежской ул. (20,0 км
о.п.) и от Рублевского шоссе по ул. Ярцевская,
Боженко и Кубинка до Можайского
шоссе (6,6 км о.п.).
Одна из первых линий в 1995 г. должна
была появиться в центре Москвы - по ул. Балчуг,
Раушской наб., наб. Максима Горького
(сейчас - Космодамианская), Краснохолмской
наб., ул. Осипенко (сейчас - Садовническая).
По каждой из улиц предполагалось одностороннее
движение, общая длина линии - 5,0 км.
Небольшой участок троллейбусной линии - 0,8
км должен был появиться на ул. Б. Каменщики
близ Таганской пл.
На северо-западе троллейбусная линия
от Братцево по ул. Саломеи Нерис
должна была прийти в Митино. Сеть
протяженностью 22,3 км должна была
появиться в 1995-1996 гг. - одновременно с
митинским троллейбусным парком. Внутри Митино
троллейбусное движение проетировалось по Дубравной
ул. и ул. Генерала Белобородова до 8-го
микрорайона, по 1-му Митинскому пер., Митинской
ул., Пятницкому шоссе до 4-го
микрорайона.
На севере первую троллейбусную линию
должны были построить в 1994 г. - от Б.
Академической ул. по ул. Линия
Октябрьской ж. д. до метро Петровско-Разумовская
(2,7 км одиночного пути). На 1996-2000 гг.
проектировались по Огородному проезду
от Шереметьевской ул. до ул. Милашенкова
(5 км о.п.), далее от ул. Милашенкова
по путепроводу Октябрьской ж.д. (под
которым планировалось построить новую конечную
троллейбусов №№ 3 и 29) ул. Комдива
Орлова до существующей линии на Ботанической
ул. и Алтуфьевском шоссе, далее по
ул. Хачатуряна мимо станции метро
Отрадное, Северному бульвару,
проезду Дежнева и ул. Менжинского
до ж.-д. станции Лосиноостровская (18
км о.п.).
Восток Москвы должен был получить
линии в районах-новостройках за МКАД. В 1994-1996
гг. сеть линий протяженностью 16,6 км о.п.
в Новокосино дожна была протянуться от Вешняковской
ул. по Кетчерской ул., Носовихинскому
шоссе, Новокосинской ул., ул. Николая
Старостина и Салтыковской ул. В Жулебино
планировали 2 линии - от Ташкентской
ул. по Рязанскому просп. и Привольной
ул. до 1-го микрорайона (4,1
км о.п.) и от ул. Академика Скрябина по Волгоградскому
просп. и Новорязанскому шоссе до 6-го
микрорайона (7,0 км о.п.). Жулебино
и Новокосино планировалось соединить
линией по вновь проложенному проезду 279
через новый путепровод у платф. Ухтомская,
который должен был строиться в 1993-1996 гг.
(7,0 км о.п.).
Наиболее оригинальную линию планировалось
построить в 1994 г. на юго-западе - по Ленинскому
проспекту от Калужской площади до ул. 26
Бакинских Комиссаров (20,0 км о.п.). В
отличии от давно существующей там линии, новая
проектировалась как экспрессная. Другая линия,
построенная в 1995-1997 гг. соединила бы
метро Юго-Западная через Никулинскую
и Озерную улицы, Боровское шоссе
и ул. Шолохова с 9-м
микрорайоном Солнцева (20,0 км
о.п.).
Больше всего проектировалось линий на юге
Москвы. Первая группа линий должна соединить Москворечье-Сабурово
и Братеево. Сеть линий длиной 14,0
км о.п. должна пройти по ул. Борисовские пруды
до Братеево (конечная автобуса №738),
а также по Ключевой ул. до 3-го
микрорайона Братеева. Вторая группа (16,0
км о.п) - по ул. Мусы Джалиля, проезду №5302,
Братеевскому мосту и Люблинской ул.
до ул. Нижние поля. Помимо этого, видимо,
троллейбусну линию планировали от Люблинской
ул. по ул. Перерва и Краснодонской
ул. до ул. Судакова. Третья линия должна
была соединить Чертаново и Бирюлево
- от метро Южная по Кировоградской ул.,
ул. Красного Маяка, ул. Подольских
Курсантов, Харьковской, Медынской
и Булатниковской ул. (16,0
км о.п.). Четвертая - от метро Тульская по М.
Тульской ул., Загородному шоссе, Севастопольскому
просп. (12,0 км о.п.). Пятая - по Нагатинской
ул., и ул. Новинки и Коломенской
ул. до Москвы-реки (автобусная конечная
"Нагатинский затон") (9,0 км).
И шестая, самая большая группа линий - в Бутово,
от Аннино по Варшавскому шоссе,
Коктебельской ул., Старокачаловской
ул., бульв. Дмитрия Донского до 7-го микрорайона
Северного Бутова. Планировали
троллейбусное движение и на других улицах Северного
и Южного Бутова - всего 30,0 км
о.п.
В районе троллейбусных парков в Новокосино,
Отрадном, Солнцево, Бутово,
Митино, Куркино было
предусмотрены служебные линии до ближайших
трасс с маршрутным движением - всего 23,0
км о.п.
После такого длинного и радужного описания
планов в особенности горько подводить итоги. Ни
одна из почти 300 км линий не
построена, и в ближайшее время ждать их появления
не приходится. Наиболее близка к открытию линия
по Можайскому шоссе - половина тяговых
подстанций там уже готова, но достройка
остальных и навешивание контактной сети каждый
год откладывается. Остальные линии постепенно
изчезают из поля зрения даже планов, обретая
вечную прописку в Москве-параллельной.
В более поздних проектах уже никто не вспоминает
про линии в центре, экспресс на Ленинском
проспекте, от Алтуфьевского шоссе до Лосиноостровской,
по Малой Тульской и Севастопольскому
проспекту, в Нагатино.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Никогда не верьте и не радуйтесь обширным
планам строительства объектов инфраструктуры
общественного транспорта. Радость от их
реализации едва ли будет больше горечи от
несбывшихся надежд.
Павел Яблоков,
22-30.10.1999
спасибо Антону
Чиграю за предоставленную информацию |