МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Транспорт Москвы: год 2000-й

(взгляд проектировщиков из 1983 г.)

Вашему вниманию предлагается статья, написанная в конце 1983 г., которую для публикации подготовил Александр Елагин.


Разработана “Схема комплексного развития всех видов транспорта Москвы”

Мой собеседник достает из сейфа толстую книгу. - Над ней работали сотни ученых и специалистов, - говорит главный инженер Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы Р. ГОРБАНЕВ. - Взгляните.

Переворачиваю несколько страниц, а Ростислав Васильевич говорит:

- Могу вам предложить экскурсию по Москве на транспорте двухтысячного года, можно сказать, первому из журналистов. Кстати, какой вид транспорта вам больше по душе?

Выбираю - на магнитной подвеске.

- Будем реалистами. Принципиально новых видов транспорта по схеме не ожидается. Хотя и думали мы о монорельсах и о поездах на магнитной подвеске. Но оказалось: первый в наших климатических условиях устойчиво работать не сможет. А вот второй... Уровень его разработки пока еще невысок.

...Все чаще в крупнейших городах мира возникают гигантские автомобильные пробки. Магистрали перегружены. “Супергорода” к двухтысячному году ожидает транспортный паралич, если не искать выхода из положения”,- отмечают западные специалисты. И этот выход усиленно ищут. В Москве тоже.

Чтобы пересечь столицу из конца в конец, требуется полтора часа езды. Среднее время поездки на работу в 1971 году составляло 52 минуты. Теперь - 60. Причем в одну лишь сторону. Ожидается, что дальность таких поездок будет расти: с десяти километров в нынешнем году до четырнадцати в двухтысячном.

Девяносто процентов всей будущей жилой застройки приходится на районы, расположенные в лесопарковом поясе. Уже сегодня между “поясом” и городом совершают поездки 650 тысяч человек.

На отдельных линиях метрополитена в пиковое время при норме 170 человек в вагоне едут 250 и больше. Поэтому, разрабатывая схему, специалисты учитывали множество проблем, среди которых наиболее важными представлялись три: как сократить время проезда на работу, снять нагрузки с транспорта и, что принципиально новое, как обеспечить надежную связь лесопаркового пояса с городом.

Метро. Оно и в будущем вне конкуренции. Представьте: садимся в вагон. И экспресс разгоняется до 100 - 120 километров в час. Мы не в простом метро - скоростном. Где-то там, наверху, - новые районы города. Причем застраиваются они комплексно. Это значит: по соседству с жильем расположены промышленные зоны. И, как результат, заметно сократится количество пассажиров, выезжающих из этих территорий на работу. Расстояние между станциями в черте города увеличится до двух, на окраинах - до четырех километров. При такой системе скоростного метро пассажиры, проживающие за кольцевой автомобильной дорогой, смогут доезжать на работу за 50 минут. На первый взгляд - долго. Но в сравнении с крупнейшими зарубежными городами этот показатель - лучший.

Предусматривается построить три такие линии, каждая протяженностью в 60 километров. Они пересекут радиальные направления и придут в крупные жилые массивы, которые пока не обслуживаются метрополитеном: Строгино, Хорошево-Мневники, Зюзино. Одновременно развивается и существующее метро. Серпуховская-Тимирязевская и Люблинско-Дегунинская линии свяжут юг и юго-восток с северной частью города - Марьино, Люблино, Печатники, Бутырский Хутор, Дегунино, Отрадное, Бибирево, Владыкино. С вводом в эксплуатацию этих веток окончательно сформируется радиально-кольцевая система метрополитена, которая намечалась Генпланом столицы, утвержденным в 1971 году.

А теперь приглашаем вас в скоростной автобус-экспресс, наподобие тех, что перевозят пассажиров в аэропорты. Он следует не в общем потоке, а по специально выделенной полосе. Минимум остановок на маршруте, непрерывное движение между ними позволят повысить скорость перевозок пассажиров в городе на этом виде транспорта до 50 километров в час. Обратите внимание - салон нашей машины рассчитан на 200 - 250 пассажиров. Но на менее напряженных маршрутах останутся традиционные автобусы. Скоростные маршруты не могут “заглянуть” в каждый район. Поэтому по схеме будет развиваться и другой наземный транспорт - троллейбус. Протяженность его линий возрастет более чем на сто километров. Впрочем, на столько же удлинятся и трамвайные пути.

Внимание специалистов вновь приковано к трамваю - наиболее экологически чистому виду транспорта. Одно время его посчитали “отмирающим”, и, как следствие, сократилась протяженность городских стальных путей. Теперь он снова возрождается. Линии скоростного трамвая намечены в Солнцево, Косино-Жулебино, то есть в тех районах, куда метро придет еще не скоро. Первую такую линию планируется пустить на юг Москвы - в Бутово.

Движение пойдет по специально построенному полотну, где почти не встречаются светофоры. Это будут своеобразные трамвайные поезда, состоящие из 3-4 вагонов: больших, просторных. Емкость такого поезда - около 500 человек. Поэтому новшество потребует несколько иной конструкции пути.

А теперь “пересядем” на легковой автомобиль. Ежегодно в Москве прибавляется 30 тысяч автомашин. В 2000-м их парк удвоится и достигнет миллиона. Вопросы, связанные с пропуском такой массы транспорта, заложены в новой схеме. Мы знаем: существуют определенные перекрестки в Москве, где приходится подолгу простаивать у светофоров. К началу третьего тысячелетия “узкие” места будут расшиты, во-первых, запланировано построить третье кольцо в средней части Москвы. Оно станет как бы “буферной” частью города: разгрузит центр, снимет часть грузопотоков с Садового кольца. Во-вторых, проектируется система скоростных дорог с непрерывным движением - восьмиполосные магистрали с пересечениями в разных уровнях. Всего их должно быть четыре. Две из них свяжут резервные территории Косино-Жулебино и Бутово с центром. В магистрали с непрерывным движением запланировано превратить Садовое кольцо, проспект Мира и Ярославское шоссе.

А что с грузовыми автомобилями? Для них будут созданы магистрали, которые пройдут в полосах отводов железных дорог. Это еще одно принципиально новое из того, что есть в схеме, - образование своеобразных концентрированных грузовых каналов. Благодаря этим мерам уменьшится движение грузового транспорта по магистралям жилых домов районов. Снизится уровень шума и загазованность на улицах. Рассчитывается, что скорость передвижения пассажиров в городе возрастет на 20 процентов. Улучшится комфортность перевозок.

Конечно, эта экскурсия носила обзорный характер, сказал в заключение Р. Горбанев. Поэтому о многих деталях проекта я упомянул лишь в общих чертах. Возможно, что какие-то цифры уточнятся. Но в целом транспорт столицы в третьем тысячелетии должен отвечать требованиям быстроты и комфорта.

Р. ЩЕРБАНЬ. ("Известия", 1 (?) января 1984 года)

(P.S. К сожалению, точная дата на вырезке не указана. На обороте встречаются упоминания о событиях 30 декабря. Скорее всего, действительно 1 января. При социализме газеты в праздники выходили…)


Как видите, планы в большинстве своем не были реализованы. Нет автобусов-экспрессов со специально отведенными полосами движения. Ожидаемого возрождения трамваев так и не произошло, хотя планировавшиеся еще давно линии в Косино-Жулебино и Бутово возможно вскоре обретут материальную реализацию... Но можно ли будет назвать это трамваем, даже скоростным - пока неизвестно...

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность