Транспорт Москвы: год 2000-й
(взгляд
проектировщиков из 1983 г.)
Вашему вниманию предлагается статья,
написанная в конце 1983 г., которую для публикации
подготовил Александр Елагин.
Разработана “Схема комплексного развития всех
видов транспорта Москвы”
Мой собеседник достает из сейфа толстую книгу. -
Над ней работали сотни ученых и специалистов, -
говорит главный инженер
Научно-исследовательского и проектного
института Генплана Москвы Р.
ГОРБАНЕВ. - Взгляните.
Переворачиваю несколько страниц, а Ростислав
Васильевич говорит:
- Могу вам предложить экскурсию по Москве
на транспорте двухтысячного года, можно сказать,
первому из журналистов. Кстати, какой вид
транспорта вам больше по душе?
Выбираю - на магнитной подвеске.
- Будем реалистами. Принципиально новых видов
транспорта по схеме не ожидается. Хотя и думали
мы о монорельсах и о поездах на магнитной
подвеске. Но оказалось: первый в наших
климатических условиях устойчиво работать не
сможет. А вот второй... Уровень его разработки
пока еще невысок.
...Все чаще в крупнейших городах мира возникают
гигантские автомобильные пробки. Магистрали
перегружены. “Супергорода” к двухтысячному
году ожидает транспортный паралич, если не
искать выхода из положения”,- отмечают западные
специалисты. И этот выход усиленно ищут. В Москве
тоже.
Чтобы пересечь столицу из конца в конец,
требуется полтора часа езды. Среднее время
поездки на работу в 1971 году составляло 52
минуты. Теперь - 60. Причем в одну лишь
сторону. Ожидается, что дальность таких поездок
будет расти: с десяти километров в нынешнем году
до четырнадцати в двухтысячном.
Девяносто процентов всей будущей жилой
застройки приходится на районы, расположенные в
лесопарковом поясе. Уже сегодня между “поясом”
и городом совершают поездки 650 тысяч
человек.
На отдельных линиях метрополитена в пиковое
время при норме 170 человек в вагоне едут 250
и больше. Поэтому, разрабатывая схему,
специалисты учитывали множество проблем, среди
которых наиболее важными представлялись три: как
сократить время проезда на работу, снять
нагрузки с транспорта и, что принципиально новое,
как обеспечить надежную связь лесопаркового
пояса с городом.
Метро. Оно и в будущем вне конкуренции.
Представьте: садимся в вагон. И экспресс
разгоняется до 100 - 120 километров в час.
Мы не в простом метро - скоростном. Где-то там,
наверху, - новые районы города. Причем
застраиваются они комплексно. Это значит: по
соседству с жильем расположены промышленные
зоны. И, как результат, заметно сократится
количество пассажиров, выезжающих из этих
территорий на работу. Расстояние между станциями
в черте города увеличится до двух, на окраинах -
до четырех километров. При такой системе
скоростного метро пассажиры, проживающие за
кольцевой автомобильной дорогой, смогут
доезжать на работу за 50 минут. На первый
взгляд - долго. Но в сравнении с крупнейшими
зарубежными городами этот показатель - лучший.
Предусматривается построить три такие линии,
каждая протяженностью в 60 километров.
Они пересекут радиальные направления и придут в
крупные жилые массивы, которые пока не
обслуживаются метрополитеном: Строгино,
Хорошево-Мневники, Зюзино.
Одновременно развивается и существующее метро. Серпуховская-Тимирязевская
и Люблинско-Дегунинская линии свяжут юг
и юго-восток с северной частью города - Марьино,
Люблино, Печатники, Бутырский
Хутор, Дегунино, Отрадное,
Бибирево, Владыкино. С вводом в
эксплуатацию этих веток окончательно
сформируется радиально-кольцевая система
метрополитена, которая намечалась Генпланом
столицы, утвержденным в 1971 году.
А теперь приглашаем вас в скоростной
автобус-экспресс, наподобие тех, что перевозят
пассажиров в аэропорты. Он следует не в общем
потоке, а по специально выделенной полосе.
Минимум остановок на маршруте, непрерывное
движение между ними позволят повысить скорость
перевозок пассажиров в городе на этом виде
транспорта до 50 километров в час.
Обратите внимание - салон нашей машины рассчитан
на 200 - 250 пассажиров. Но на менее
напряженных маршрутах останутся традиционные
автобусы. Скоростные маршруты не могут
“заглянуть” в каждый район. Поэтому по схеме
будет развиваться и другой наземный транспорт - троллейбус.
Протяженность его линий возрастет более чем на
сто километров. Впрочем, на столько же удлинятся
и трамвайные пути.
Внимание специалистов вновь приковано к трамваю
- наиболее экологически чистому виду транспорта.
Одно время его посчитали “отмирающим”, и, как
следствие, сократилась протяженность городских
стальных путей. Теперь он снова возрождается.
Линии скоростного трамвая намечены в Солнцево,
Косино-Жулебино, то есть в тех районах,
куда метро придет еще не скоро. Первую такую
линию планируется пустить на юг Москвы - в Бутово.
Движение пойдет по специально построенному
полотну, где почти не встречаются светофоры. Это
будут своеобразные трамвайные поезда, состоящие
из 3-4 вагонов: больших, просторных.
Емкость такого поезда - около 500 человек.
Поэтому новшество потребует несколько иной
конструкции пути.
А теперь “пересядем” на легковой автомобиль.
Ежегодно в Москве прибавляется 30 тысяч
автомашин. В 2000-м их парк удвоится и
достигнет миллиона. Вопросы, связанные с
пропуском такой массы транспорта, заложены в
новой схеме. Мы знаем: существуют определенные
перекрестки в Москве, где приходится подолгу
простаивать у светофоров. К началу третьего
тысячелетия “узкие” места будут расшиты,
во-первых, запланировано построить третье кольцо
в средней части Москвы. Оно станет как бы
“буферной” частью города: разгрузит центр,
снимет часть грузопотоков с Садового кольца.
Во-вторых, проектируется система скоростных
дорог с непрерывным движением - восьмиполосные
магистрали с пересечениями в разных уровнях.
Всего их должно быть четыре. Две из них свяжут
резервные территории Косино-Жулебино и Бутово с
центром. В магистрали с непрерывным движением
запланировано превратить Садовое кольцо,
проспект Мира и Ярославское шоссе.
А что с грузовыми автомобилями? Для них
будут созданы магистрали, которые пройдут в
полосах отводов железных дорог. Это еще одно
принципиально новое из того, что есть в схеме, -
образование своеобразных концентрированных
грузовых каналов. Благодаря этим мерам
уменьшится движение грузового транспорта по
магистралям жилых домов районов. Снизится
уровень шума и загазованность на улицах.
Рассчитывается, что скорость передвижения
пассажиров в городе возрастет на 20 процентов.
Улучшится комфортность перевозок.
Конечно, эта экскурсия носила обзорный
характер, сказал в заключение Р. Горбанев.
Поэтому о многих деталях проекта я упомянул лишь
в общих чертах. Возможно, что какие-то цифры
уточнятся. Но в целом транспорт столицы в третьем
тысячелетии должен отвечать требованиям
быстроты и комфорта.
Р. ЩЕРБАНЬ. ("Известия", 1 (?) января 1984 года)
(P.S. К сожалению, точная дата на
вырезке не указана. На обороте встречаются
упоминания о событиях 30 декабря. Скорее всего,
действительно 1 января. При социализме газеты в
праздники выходили…)
Как видите, планы в большинстве своем не были
реализованы. Нет автобусов-экспрессов со
специально отведенными полосами движения.
Ожидаемого возрождения трамваев так и не
произошло, хотя планировавшиеся еще давно линии
в Косино-Жулебино и Бутово возможно вскоре
обретут материальную реализацию... Но можно ли
будет назвать это трамваем, даже скоростным -
пока неизвестно... |