МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Автобус Merсedes-Benz-O305G

Mercedes-Benz-O305G

Фото А.Мясникова и А.Шанина из набора открыток "70-летие московского автобуса", изданного редакцией журнала "Железнодорожное Дело" по заказу МК "Мосгортранс" в 1994 г.

На этот оранжевый автобус с бортовым номером 17291 обращают внимание все, кому доводится время от времени бывать в Чертаново. И это неудивительно - ведь из 5 с лишним тысяч московских автобусов, он - единственный представитель модели Mercedes-Benz O 305 G. Впрочем, вовсе не первый в Москве.

Производство автобусов новой модели O 305 компания Daimler-Bens начала в 1967 г. - в то время в Москву поступила первая в истории партия сочлененных автобусов из Венгрии, Ikarus-180. Но сочлененные автобусы на базе O 305 (получившие обозначение O 305 G, "G" - аббревиатура от немецкого слова "сочлененный") завод стал выпускать лишь спустя 10 лет, в конце 1970-х гг. На этом эволюция семейства "305-х" не закончилась. В 1975 г. по программе Duo-Bus, субсидируемой правительством ФРГ, был создан троллейбус-автобус OE 305 с параллельной комбинацией дизельного двигателя в блоке с генератором и электродвигателя с питанием от верхнего контактного провода. Другим интересным экспериментом с участием "305-х" стала система O-Bahn, объединяющая эксплуатацию автобусов и городского электротранспорта - в качестве подвижного состава системы используются стандартные дизельные автобусы,   оборудованные дополнительными прорезиненными роликами, установленными вдоль специального обособленного пути. В дальнейшем на линиях O-Bahn были смонтирована и контактная сеть для работы троллейбусов. С 1981 г. начались испытания трехзвенного (!) троллейбуса модели O 305 G2. Из четырех осей две средние являлись ведущими. В троллейбусе были установлены две кабины, что дало возможность эксплуатировать его в челночном режиме.

В Москве ничего этого не было. Хотя все относительно. И шок от трехсекционного троллейбуса, работающего в системе O-Bahn, в СССР был равносилен появлению в самый расцвет "застоя", в 1979 г., автобусов производства капиталистической страны, на столичных маршрутах. И это в то самое время, когда на смену устаревшим Ikarus-180 стали массово поступать Ikarus-280. Но это действительно было так - два сочлененных автобуса Mercedes-Benz O 305 G поступили в 11-й автобусный парк Москвы. Любопытно, что эксплуатацию экзотических машин доверили именно тому парку, где недавно, зимой 1978-го, преждевременно, из-за халатного отношения, "угробили" все Ikarus-180. В отличие от бело-красных Ikarus-180 и желтых Ikarus-280, "мерседесы" имели темно-коричневую окраску. Оба автобуса (их госномера 13-79 ММН и 13-82 ММН) обслуживали маршруты близ Речного вокзала, неподалеку от парка - 138-м, 90-м. После нескольких лет работы, в середине 1980-х, обе машины были списаны, и верояно разрезаны на металлолом. Инициативная группа по созданию Музея городского транспорта тогда еще не была создана, и о сохранении этих редких в Москве машин некому было позаботиться. Тогда же, в середине 1980-х, в ФРГ был прекращен выпуск всех машин семейства O 305.

На этом можно было бы и поставить точку в московской истории "мерседесов". Если бы не оранжевая машина, ворвавшаяся в столичную автобусную жизнь в начале 90-х. Традиционно удовлетворявший потребность в сочлененных автобусах с помощью "Икарусов", Советский Союз столкнулся с нехваткой валютных средств. Поставки автобусов стали неумолимо иссякать. В попытках соскочить с икарусовской "иглы", были перепробованы многие средства - развитие собственного производства, использование альтернативных зарубежных поставщиков, и, наконец, закупка за рубежом бывших в эксплуатации автобусов после качественного капитального ремонта. Именно таким, обретшим вторую жизнь, и стал оранжевый пришелец из Германии, поступивший в 1991 г. в только что открывшийся 17-й автобусный парк, и получивший государственный номер 7026 МКО. Поставка автобуса стала возможна в результате договора между германской фирмой MIT и Правительства Москвы. Машину украшали многочисленные рекламные надписи: "Немецкая техника для улучшения пассажирского транспорта", "Немецкая техника для автохозяйств Москвы", "Ремонт и модернизация автобусов, трамваев, грузовиков" и другие. Автобус оказался на редкость надежным - проработав почти 10 лет на столичных маршрутах (671, 296, 682, 118, 145), он выглядит, как новенький. Лишь устаревший дизайн выдает его истинный возраст. Несмотря на тяжелую ситуацию с поставкой автобусов в начале 90-х, Москва не стала закупать другие "бывшие в употреблении" автобусы Mercedes-Benz или MAN, как,   например, многие районы Московской области. Причин тому несколько. Трехдверный "Мерседес" с двойными рядами мест для сидения по наполняемости явно уступал "Икарусам", да и на остановках ему приходилось задерживаться дольше. Рассчеты на организацию московским заводом СВАРЗ собственного производства сочлененных автобусов также не оправдались, но, тем не менее, в течении 2-х лет в этом виделся выход из кризиса. И в конечном счете сыграла роль традиция - ремонтная база "Икарусов" в Москве была отлажена несколькими десятилетиями. И Москва возобновила отношения с давним поставщиком - "Икарусы", в том числе и работавшие ранее в Восточной Европе, пополнили московские автобусные парки.

В 1994 г. после утверждения государственных номеров нового образца, автобус получил 5-значный бортовой номер 17026. В начале 1996 г. после организации в 17-м парке 2-й автоколонны, бортовой номер был изменен на 17291, под которым автобус работает до сих пор. Mercedes-Benz O 305 G, несмотря на свой солидный возраст, до сих пор в строю и практически ежедневно выходит на линию. Мало кто из тех машин, с кем "305-й" открывал 17-й парк может похвастаться таким здоровьем и долголетием. Пожелаем оранжевому автобусу с юга Москвы долгих лет жизни!

Использованные источники:

  1. Н.Богдан, В.Николаев, А.Сафонов "Перспективные направления развития городского нерельсового электрического транспорта". Мн, 1999.
  2. Воспоминания Николая Абросимова и Дмитрия Касаткина.
Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность