МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Автобус Merсedes-Benz O 325

Автобус Mercedes-Benz O 325 N08231 на конечной станции "Фили", август 1999 г. Фото П.Яблокова.

Случившийся в начале 1990-х гг. экономический кризис из наземного транспорта Москвы прежде всего ударил по автобусам. Вместо 7929 автобусов, бывших в городе в конце 1989 г., к концу 1993 их осталось всего 5627. Традиционная схема поступления автобусов: сочлененные "Икарусы" и односекционные ЛиАЗы - стала давать сбои, импортные автобусы стали дороги для бюджета, а производство устаревших ЛиАЗ-677 на Ликинском заводе активно сворачивали и в 1994 г. демонтировали сборочный конвейер. Модель ЛиАЗ-5256, на производство которой планировалось перейти, в Москве забраковали из-за слабой тормозной системы. Вдобавок ко всему, с 1992 г. из федерального бюджета перед Мосгортрансом имелась задолженность, которую не очень-то спешили погашать.

Разрядка ситуации наступила в начале 1994 г., когда правительство Турции в обмен за поставки российского газа решило расплатиться автобусами Mercedes-Benz O 325, производившимися местным филиалом Mercedes-Benz-Turk. Традиционно там выпускались устаревшие по меркам Германии автобусы, от производства которых там уже отказались. В свою очередь, в России этими вполне приличными машинами решили осчастливить Москву в качестве погашения долга.

Первые машины поступили в Филевский автобусно-троллейбусный парк в середине лета 1994 г. Машины заметно отличались от привычных "Икарусов" и ЛиАЗов, поэтому немало времени ушло на переподготовку водителей. Помимо Филевского парка, машины первой партии решено было передать в 9-й и 11-й парки.

Первое явление широкой публике новых для Москвы автобусов произошло в августе на параде в честь 70-летия Московского автобуса. А осенью автобусы вышли на городские маршруты - сначала в сентябре их выпустили ФАТП и 9-й парк, а в октябре - и 11-й. На 1 сентября 1994 г. в 9-й парк уже поступило 22 машины, в 11-й парк 11 машин поступило в октябре, и еще 10 - в ноябре. Всего в первой партии было поставлено 155 машин.

Эксплуатация новых машин выявила многие недостатки. За ближайшую зиму коррозия совершенно вывела из строя всю электропроводку "турков", поскольку соединительные жгуты располагались под полом. Еще большей неприятностью оказалось то, что двигатель в холодное время не мог толком прогреться до рабочей температуры. Это вынуждало водителей идти на радикальные меры - от утепления моторного отсека до снятия ремней впривода вентилятора. Да и не всем пассажирам, особенно пожилого возраста, понравился высокий уровень пола в салоне - чтобы войти через переднюю и среднюю дверь приходилось преодолевать 3 ступеньки, а через заднюю - и вовсе 4. Кроме этого, была непродумана и поставка запчастей - об этом при закупке автобусов не позаботились. Часть автобусов, особенно в ФАТП, по этой причине встали на прикол.

В 1995 г. начались поставки 2-й партии, которая пополнила подвижной состав 6-го, 12-го и 14-го парков. Поступило 64 автобуса. Эти машины уже были подготовлены к зимним московским условиям. Одновременно и был решен вопрос запчастей - большинство нужных деталей московские механики смогли адаптировать от ЛиАЗов и Икарусов.

На 1 января 1996 г. в Москве было уже 219 автобусов Mercedes-Benz O 325. В машинах поставки 1994-1995 г. было 31 место для сидения и 1 накопительная площадка напротив средней двери. Задняя площадка была крайне неудобной - лестница с 4 ступеньками, поднявшись по которой пассажиры фактически упирались в двойной ряд сидений. И расходиться встречным потокам пассажиров на этом "пятачке" в переполненном автобусе было крайне неудобно. Поэтому автобусы поставок 1996 г. имели меньшее количество сидений - 27, зато напротив задней двери появилась столь нужная накопительная площадка. Изменилась и окраска автобусов - 2/3 машин вместо множества красных полос по всей высоте автобуса "оделись" в толстую красную юбку - на 1/3 снизу.

В начале 1996 г. партия автобусов пришла в 13-й парк. В апреле 1996 г. пришло 15 автобусов в 7-й парк, 19 - в 1-й, еще несколько автобусов прибавилось в 14-м парке. Всего с 01.01.96 по 01.06.96 в Москву прибыло 69 автобусов.

Весной 1996 г. случилось одно знаменательное событие. Поскольку парк "Мерседесов" в Москве был уже приличным - около 5% от общего числа автобусов, то встала необходимость в обучении работе на этих машинах молодых водителей. Поэтому несколько машин были переоборудованы в учебные с расширением водительских кабин. Первой такой переделке подверглась машина N09119.

В июне 1996 г. "Мерседесы" работали уже в 9 из 17 парков, было 289 машин, и поставки продолжались. Летом 5 машин получил 17-й парк, затем автобусы получили 3-й, 5-й и 16-й парки. Кроме этого, дополнительные машины поступили в уже имевшие "турков" 11-й и 14-й парки.

Таким образом, Mercedes-Benz O 325 не поступили лишь в 4 парка - 2-й, 4-й, 10-й и 15-й. Образованный в декабре 1996 г. 18-й парк получил в качестве "стартового капитала" 30 автобусов из 1-го парка, но "Мерседесов" среди них не было.

1 октября 1996 г. в связи с ухудшившимся финансовым положением Мосгортранс вынужден был сократить выпуск автобусов на маршруты. Однако, сами машины и водители оставались. Поэтому ряд парков в качестве эксперимента стал выпускать некоторое количество автобусов по "коммерческим" маршрутам - с более высокой стоимостью проезда и отсутствием льгот. Коммерческие автобусы работали на самоокупаемости - деньги на бензин зарабатывались из оплаты пассажирами проезда. Практически на всех таких маршрутах стали работать Mercedes-Benz O 325, как наиболее новые и комфортные машины, но в то же время тесные в часы "пик" на обычных маршрутах. Коммерческие маршруты открыли 1-й, 9-й, 13-й, 14-й, 16-й, Филевский парки. Вскоре 1-й и 16-й отказались от таких перевозок, другие же (с 1998 г. активно стал развивать коммерческие маршруты с "Мерседесами" и 5-й парк) до сих пор их практикуют. В особенности преуспел в использовании "Мерседесов" 13-й парк - там появление автобусов на обычных, некоммерческих, маршрутах - и по сей день явление редкое.

Всего за 1994-1996 гг. в Москву поступил 421 автобус. Вскоре после поставки в Москву последнего автобуса производство Mercedes-Benz O 325 в Турции было свернуто, завод полностью перешел на выпуск более современных автобусов Mercedes-Benz O 345. Списания "Мерседесов" в Москве пока что не происходило, однако потери в рядах уже имеются - 8 октября 1999 г. вышло постановление о передаче одного автобуса в Архангельск для базовой команды сборной России по хоккею с мячом, из числа автобусов 1-й партии поставки.

Как долго будут еще "Мерседесы" бегать по столичным улицам - неизвестно. Через 5-6 лет после начала эксплуатации машины должны пройти серьезный капитальный ремонт, однако пока ни СВАРЗ, ни Аремкуз - базовые ремонтные заводы Мосгортранса - ремонта не освоили. Около 5% "Мерседесов" без запчастей полуразукомплектованные стоят в парках.

Использованные источники:

  1. С.Тархов "Городской пассажирский транспорт Москвы. Краткий исторический очерк к 125-летию возникновения". М, 1997.
  2. Еженедельник "Авто" (13'1995).
  3. Архивы газеты "За отличный рейс".

Список бортовых номеров Mercedes-Benz O 325:

01178, 01182, 01184, 01185, 01187, 01193, 01195, 01197, 01199, 01285,
01286, 01290, 01389, 01390, 01391, 01392, 01393, 01439, 01440, 01441,
01575, 01576, 01577, 01578, 01760, 01761, 01762, 01763, 01886, 01887,
03173, 03175, 03263, 03268, 03269, 03270, 03450, 03463, 03481, 03490,
03571, 03572, 03573, 05193, 05194, 05195, 05196, 05197, 05198, 05199,
05283, 05284, 05285, 05291, 05293, 05295, 05297, 05298, 05299, 05386,
05391, 05392, 05393, 05394, 05395, 05396, 05397, 05398, 05399, 05494,
05495, 05496, 05497, 05498, 05499, 06801, 06802, 06803, 06804, 06805,
06806, 06807, 06808, 06809, 06810, 06823, 06831, 06832, 06833, 06834,
06835, 06836, 06837, 06838, 06839, 06840, 06841, 06851, 06861, 06862,
06864, 06866, 06867, 06868, 06869, 06870, 07112, 07117, 07118, 07124,
07125, 07220, 07240, 07240, 07281, 07283, 07290, 07291, 07292, 07293,
07311, 07316, 07317, 07320, 07333, 07335, 07390, 07391, 07392, 07393,
07418, 07419, 07420, 07421, 07428, 07434, 07486, 08103, 08112, 08124,
08128, 08129, 08130, 08131, 08133, 08206, 08211, 08231, 08232, 08243,
08244, 08245, 08246, 08307, 08313, 08318, 08325, 08344, 08348, 08349,
08352, 08354, 08505, 08517, 08523, 08524, 08525, 08526, 08554, 08607,
08614, 08617, 08621, 08623, 08624, 08625, 08714, 08729, 08730, 08731,
08732, 08733, 08742, 08803, 08805, 08809, 08821, 08826, 08827, 08830,
09110, 09113, 09114, 09116, 09117, 09119, 09120, 09122, 09127, 09128,
09130, 09135, 09210, 09212, 09215, 09216, 09219, 09223, 09224, 09226,
09236, 09237, 09238, 09246, 09314, 09315, 09318, 09326, 09329, 09330,
09331, 09332, 09338, 09339, 09344, 09345, 09420, 09425, 09428, 09431,
09433, 09438, 09443, 09447, 09449, 09452, 09453, 09458, 09503, 11189,
11191, 11194, 11196, 11197, 11199, 11284, 11285, 11286, 11287, 11288,
11289, 11290, 11291, 11292, 11295, 11298, 11299, 11384, 11385, 11386,
11387, 11388, 11389, 11390, 11391, 11392, 11393, 11394, 11396, 11397,
11426, 11488, 11489, 11491, 11492, 11493, 11495, 11601, 11602, 11603,
11604, 12189, 12190, 12191, 12192, 12193, 12194, 12195, 12196, 12199,
12288, 12289, 12291, 12292, 12293, 12294, 12295, 12296, 12297, 12299,
12390, 12391, 12392, 12393, 12394, 12395, 12396, 12397, 13184, 13185,
13186, 13196, 13197, 13198, 13251, 13253, 13256, 13258, 13261, 13282,
13463, 13467, 13471, 13480, 13481, 13484, 13571, 13575, 13578, 13582,
13583, 13584, 13652, 13658, 13659, 13676, 13677, 13681, 14109, 14129,
14139, 14142, 14146, 14147, 14230, 14241, 14243, 14252, 14254, 14257,
14261, 14262, 14316, 14322, 14358, 14360, 14362, 14365, 14427, 14429,
14451, 14464, 14465, 14469, 14558, 14559, 14560, 14561, 14562, 14563,
14564, 16169, 16170, 16171, 16172, 16173, 16178, 16179, 16278, 16279,
16281, 16282, 16287, 16289, 16290, 16358, 16360, 16363, 16386, 16387,
16388, 16389, 16480, 16481, 16482, 16483, 16487, 16488, 16490, 16498,
16499, 17107, 17109, 17215, 17308 (б.17208), 17319 (б.17213).

кроме того, в724ех77rus с610ее77rus (быв. 09429) - мерседесы 9-го
парка без бортовых номеров

Список неполный. Всего в списке автобусов: 418.
Всего в Москве по состоянию на 01.07.1999 - 421.

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность




 
почта