МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность

Главная страница
Карта сайта

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев

в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

27 декабря 1999 г. (15:30-16:00)

Ведущий: Александр Плющев

Текст взят с сайта радиостанции "Эхо Москвы"(http://echo.msk.ru).

А.ПЛЮЩЕВ: Рад Вас приветствовать. Чуть меньше, чем две недели назад, Вы у нас были. Речь шла у нас тоже о проблеме 2000 года, и сегодня мы об этом будем говорить. Напомню, что есть такая проблема. Многие думают, что компьютеры некоторые, особенно устаревшие, могут не распознать цифру "2000", два нуля принять за 1900 год и работать некорректно. Из-за этого возможны всякие сбои, все боятся этого. В этом плане очень многие волновались, что наше московское метро может дать тоже какие-то сбои, тем более что это предприятие, связанное с повышенной опасностью, - так у вас формулируется, кажется. Две недели назад Вы говорили, что проблема 2000 года решена для метрополитена. Возможно, что-то изменилось за эти дни, которые Вы у нас не были. Может быть, обнаружились какие-то дополнительные проблемы, вопросы?
Д.ГАЕВ: Да нет, практически. Я просто подтверждаю свои слова. Я благодарен, что вы пригласили меня в эфир, потому что очень много, действительно, появляется в средствах массовой информации различных публикаций о том, что мы 15 минут будем стоять, 20 минут будем стоять. Мы не будем стоять.
А.ПЛЮЩЕВ: Это в полночь прямо?
Д.ГАЕВ: Да. Наверное, существует проблема-2000, наверное, она существует. Но она существует не в тех системах, которые используются на московском метрополитене. Почему я так смело заявляю? Во-первых, изначально все наши компьютерные программы, будь то связанные с управлением движением поездов, с управлением нашими техническими средствами, обеспечивающими перевозки, т.е. водоотлив, вентиляция, энергетика, они никогда не завязывались на календарную дату. Т.е. в программных обеспечениях календарная дата как таковая отсутствовала, календарная дата шла просто как счетчик времени. Но, несмотря на это, мы провели определенную работу и оттестировали в соответствующих организациях, имеющих на это право, наши компьютерные системы, получили заключение об их надежности и работоспособности на этом переходном моменте, когда мы переходим с 1999 на 2000 год, когда вместо двух девяток появляется два нуля. Большую часть нашего компьютерного парка мы дооснастили по рекомендациям этой комиссии дополнительными приборами, приспособлениями и специальными платами, заменили. Т.е. мы проделали определенный цикл организационных и технических мероприятий, поэтому техника метрополитена от ошибки "2000" защищена и проблем у техники метрополитена нет. Мы настороженно достаточно относимся к этой проблеме с точки зрения нашего взаимодействия с внешним миром. Вы правильно сказали, метрополитен – это объект повышенной опасности. В первую очередь это потому, что под землей, глубоко под землей находятся десятки, сотни, тысячи людей, которые в случае сбоя движения метрополитена – неважно, из-за компьютерной ошибки или по какой-то другой причине, - оказываются в замкнутом пространстве. Поэтому мы очень внимательно и долго работаем с такими нашими смежниками, как энергетики, от которых мы тоже получили заверения, что их системы также оттестированы на ошибку – 2000, и проблем по энергетике наши московские энергетики нам не обещают. Это самое главное для нас, потому что у нас все работает на электричестве. Я думаю, что эта ночь пройдет спокойно с точки зрения технологических сбоев, хотя, конечно, и какие-то определенные организационные мероприятия подготавливаем к этому моменту. Давайте просто посмотрим. У нас 162 станции действующих на Московском метрополитене. В этот период у нас на линии находится порядка 120-130 поездов. Системой диспетчерского регулирования мы сделаем так, чтобы к этому времени, к 00:00 подавляющее число поездов оказались в зоне станций. Не в тоннеле между станциями, а в зоне станций. Это достигается путем обычного диспетчерского регулирования. Такую работу, да, мы планируем проводить и будем проводить, просто чтобы лишний раз подстраховать самих себя и наших пассажиров от каких-то возможных явлений, в которые, честно и откровенно, я особо не верю. Но береженого Бог бережет, и такие организационные вещи будут сделаны. Более того, наверное, уже известно из средств массовой информации, что московский метрополитен в новогоднюю ночь в связи с большим проведением массовых мероприятий на поверхности города, которые будут длиться до полтретьего, до трех, до четырех часов в некоторых местах, работает по особому графику. Мы будем работать на вход до трех часов ночи, поезда еще в течение часа, до четырех, будут развозить пассажиров по линиям. Мы впервые, так долго мы никогда не работали, впервые будет применена такая схема работы в новогоднюю ночь. Интервалы движения всю ночь будут в пределах где-то порядка шести минут между поездами по всем практически линиям, шесть-семь минут, где-то в этих пределах. Так что я думаю, что мы сумеем защититься (и уже защитились) от ошибки-2000, сумеем обезопасить наших пассажиров от этой ошибки и тем, кто будет в новогоднюю ночь гулять на площадях Москвы, поможем добраться до дома.
А.ПЛЮЩЕВ: Очень оптимистичный взгляд. Как будет работать ваша служба в новогоднюю ночь? Вы объявляете особый авральный режим, усиленное несение службы (я не знаю, как это у вас называется) для своих сотрудников? Не только для машинистов, но для ремонтников, для электриков, вообще для всего коллектива метрополитена.
Д.ГАЕВ: Во-первых, мы работаем круглые сутки, поэтому новогодняя ночь не будет сильно отличаться от любой другой ночи. Единственное, в связи с тем, что мы будем работать до 4 утра, т.е. напряжение будет в тоннелях до четырех часов утра, мы в эту ночь не планируем проведение каких-то ремонтных работ, связанных со снятием напряжения, с работой тоннелей. В четыре часа, когда остановится движение, специальные бригады наших путейцев стандартно для себя произведут осмотр путей, осмотр основных сооружений, чтобы в 5:30 поехать снова. Так что эта ночь отличается только тем, что мы не будем проводить целый цикл работ, которые мы обычно проводим.
А.ПЛЮЩЕВ: Это безопасно? Ничего, что ими так можно пренебречь?
Д.ГАЕВ: То, чем нельзя пренебречь: осмотр путей, осмотр сооружений, будет выполнено в любом случае. Это безопасность перевозок, поэтому это будет сделано. Другое дело, не будут выезжать, допустим, какие-то плановые работы, связанные с заменой кабеля, с производством каких-то общестроительных работ, – такие работы, которые не влияют на безопасность движения, которые могут подождать.
А.ПЛЮЩЕВ: Чтобы закончить с проблемой-2000, хочу спросить, сколько, если не секрет, затрачено метрополитеном на решение этой проблемы?
Д.ГАЕВ: В общей сложности мы потратили где-то около 20 миллионов. Достаточно сложно вычленить работы, связанные только с проблемой-2000, потому что, к примеру, компьютерные системы или автоматизированные системы оплаты проезда мы уже закупали модернизированные, не просто модернизированные, а с новым программным обеспечением, которое учитывает эту проблему-2000. Естественно, эти программные продукты несколько дороже, чем обычные стандартные продукты. Мы прикидывали, в общей сложности порядка 20 миллионов рублей было направлено на защиту наших пассажиров, на защиту метрополитена от возможной – подчеркиваю, возможной – ошибки-2000.
А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, хотел спросить, пользуясь случаем, мне самому просто очень интересно было. Дело в том, что стоимость поездки сейчас в метро, если покупаешь билет на одну поездку, если покупаешь билет на 30 поездок, стоимость одной поездки разная. Оправдала ли себя эта система оптовой продажи, дешевле, со скидкой, условно говоря? Человек, который покупает сразу билет на много поездок, выигрывает в деньгах. Оправдало ли себя это?
Д.ГАЕВ: Да, конечно, она оправдывает себя полностью. Простой пример. Тариф 4 рубля – максимальный тариф на разовую поездку. Этим билетом пользуются пять процентов людей, которые ездят. Но все-таки пользуются. Значит, это дополнительный доход. Билеты, где поездка обходится в три рубля, покупают около 18-ти процентов пассажиров, оплачивающих свой проезд. Остальные пользуются другими видами билетов, которые дают определенные льготы, определенные скидки. Причем, эта льгота может быть как по количеству поездок, так и по времени действия билета. Но в конечном итоге это отражается на цене. Это стандартная практика, это не связано с авансированием метрополитена ни в коей мере, эти деньги не кладутся в банк, на них не крутятся проценты. Деньги у нас, как говорится, с колес приходят и с колес уходят, перевозочный процесс непрерывный, и запасов каких-то финансовых за счет этого не создается. Эта система себя оправдала, она сделала более социально справедливой поездку на общественном транспорте, впервые в городском пассажирском транспорте. Это дифференцированная система, в зависимости от того тарифного плана, который выбирает себе пассажир.
А.ПЛЮЩЕВ: Очень много вопросов на пейджер. Вот, например: "Скажите, пожалуйста, какие станции в районе Красной площади будут закрыты на вход в новогоднюю ночь?".
Д.ГАЕВ: Следите за прессой. 29 числа это будет опубликовано. Будет применен так называемый "салютный вариант". Те, кто ходил на салют, помнят этот вариант, когда станции в центре города работали только на выход, на вход закрывались, и предлагалось гражданам пользоваться станциями близлежащими, допустим, которые находятся в зоне Бульварного кольца. Конкретно какие станции будут закрыты, 29 числа будет опубликовано. При этом обращаю ваше внимание на следующее: этот режим закрытия станций на вход регулируется по обстоятельствам, которые складываются на поверхности. Если будет большое переполнение, большое количество людей – да, станции будут оставаться закрытыми. Если большого количества людей и переполнения не будет, конечно, станции будут принимать пассажиров на вход. Сейчас я уже могу сказать, что это Лубянка, Театральная, Пушкинская, Тверская, Маяковская, Чеховская, Библиотека имени Ленина, Арбатская. Это достаточно традиционный набор станций, которые в свое время использовались в таком же режиме при проведении мероприятий, связанных с фейерверками, с салютами на территории Москвы. Т.е. достаточно стандартный вариант.
А.ПЛЮЩЕВ: А во сколько по времени вы их примерно закрываете?
Д.ГАЕВ: С двух часов они будут закрываться на вход, с двух или с полвторого, мы сейчас уточняем этот вопрос. Мы работаем и с организаторами массовых мероприятий, чтобы понять до конца, какое количество людей они планируют привлечь на эти мероприятия. Как я сказал, 29 числа все будет опубликовано в газетах, и также будет дана и по радиоэфиру, и по телевидению эта информация.
А.ПЛЮЩЕВ: Так что слушайте, в том числе и на нашей частоте. Вот еще: "Когда будут введены проездные карточки для пенсионеров, чтобы не трепать пенсионное удостоверение?".
Д.ГАЕВ: Вопрос достаточно сложный. Необходимо решить вопрос о финансировании для обеспечения этой программы отделов социального обеспечения. 114 отделов социального обеспечения, находящихся на территории города Москвы, к сожалению, не имеют достаточно компьютерной техники и персонала для работы с этим видом документов. Мы ведем переговоры с Комитетом труда и занятости, с правительством Москвы. Я думаю, что в 2000 году работа, которая прошла по муниципальному округу Крылатское, будет продолжена, и в течение, я считаю, двух примерно лет мы эту работу завершим.
А.ПЛЮЩЕВ: Очень много почему-то вопросов про единые проездные билеты: сохранятся ли они, вообще, целесообразен ли единый билет для всех видов транспорта.
Д.ГАЕВ: Единый билет будет сохранен, он достаточно удобен для пассажира и пользуется популярностью. Так что он будет сохранен, и никто даже не думал ставить вопрос о его отмене.
А.ПЛЮЩЕВ: Вообще, проездные билеты на метро очень большой интерес вызывают. Например: "Почему вы не продаете проездные документы вне метро?" и: "Когда будет увеличено количество автоматов по продаже карточек, т.е. входных билетов?".
Д.ГАЕВ: Мы никогда не продавали билеты вне метро и не планируем продавать их, мы будем продавать их так же на метрополитене, как и продавали до этого. При этом количество транзакций, т.е. количество продаж, у нас значительно уменьшилось. У нас широко пошли более долговременные билеты, это и статистика показывает. А что касается автомата, пока наша отечественная промышленность не сумела создать аппарат. Мы уже четвертый аппарат сейчас ставим на испытание по продаже карточек. Пока наша промышленность не создала такой аппарат, хотя уже четвертый тип аппарата начинаем испытывать, а покупать зарубежные аппараты, к сожалению, после 17 августа стало слишком дорого.
А.ПЛЮЩЕВ: Очень много вопросов об ограничении срока действия некоторых проездных билетов. Известно, что те билеты, которые по количеству поездок, допустим, на 30 поездок – 30 дней. Почему срок ограничен? Не является ли это нарушением прав потребителей? Некоторые люди просто спрашивают, не считаете ли Вы это обманом пассажиров.
Д.ГАЕВ: Во-первых, неправильно. У нас предлагается большой спектр тарифных планов, т.е. большой спектр билетов. Каждый пассажир вправе выбрать то, что ему нравится. Если его не устраивает какой-то из типов билетов, ради бога, он вправе выбрать другой. Т.е. обманом это не является ни в коей мере. А почему есть такое ограничение? Я прошу прощения, за это человек получает льготу, если он покупает билет с ограничением, обычно по количеству поездок или по времени действия, за это им предоставляется льгота.
А.ПЛЮЩЕВ: Т.е., другими словами, не хочешь ограниченно, покупай те же тридцать маленьких билетиков по одной поездке, да?
Д.ГАЕВ: Есть варианты. Вы можете купить по одной поездке, вы можете купить на год билет и ни в чем себе не отказывать, потому что он не имеет, к примеру, ограничения числа поездок. Купите себе билет на 365 дней или на 90 дней и ездите хоть десять раз каждый день, он не имеет этого ограничения. Т.е. каждое условие тарифного плана, каждое условие по каждому билету предусматривает определенный порядок взаимодействия перевозчика – нас – и пассажира, с другой стороны. За это и предоставляется определенная льгота, если человек выбирает тот или иной вид билета. И льготы различны, они не едины. В Московском метрополитене можно проехать и за рубль, а можно и за четыре рубля, а можно и за любую цену между этими проехать. Так что пассажир вправе выбирать.
А.ПЛЮЩЕВ: Очень много вопросов по новым станциям: какие планируется открыть, какие открываются с 1 января. Один из слушателей спрашивает, что за станции с первого января открываются. О планах на 2000 год, если можно, кратко, потому что Вы две недели назад уже об этом сказали. Я думаю, что поменялось с того времени немного.
Д.ГАЕВ: Я таким телеграфным стилем. Ко Дню города 2000 года - станция "Улица Академика Янгеля", 2001 год – станция "Анино", 2002 год – станция "Качалово" (это все Серпуховская линия, ее продление в Северное Бутово). И 2002 год – это станция "Парк Победы". Это ближайшие планы.
А.ПЛЮЩЕВ: Дмитрию, Вашему тезке, мешают торговцы на переходах с одной станции на другую. "Народу много, они мешают. Когда уберете?" – спрашивает он.
Д.ГАЕВ: Согласен с Вами. Нам тоже мешают. Не до конца решили этот вопрос, это наше больное место. Вы правильно ставите вопрос. Нам надо подумать и более серьезно заняться этим вопросом. Пока то, что мы делаем, не помогает до конца.
А.ПЛЮЩЕВ: Вопрос не только о новых станциях волнует многих, но и о новых поездах. Будут ли испытываться новые электрички и когда?
Д.ГАЕВ: Они уже есть, они уже ездят – это "Яуза", на Люблинской линии три поезда уже работает. На следующий год я закупаю еще четыре таких состава. И начинаем делать новый экспериментальный поезд для Филевской линии, для линии мини-метро, они одинаковые будут поезда. Эти испытания мы планируем на конец 2000 года по новому поезду. А "Яуза" пошла просто в серию, уже стала стандартным поездом.
А.ПЛЮЩЕВ: "Предусмотрено ли удлинение "желтой" ветки хотя бы до Новокосино? Огромный район, можно было бы значительно разгрузить наземный транспорт. Спасибо, Елена".
Д.ГАЕВ: Да, предусмотрено. Это будет осуществляться в период 2000-2003-2004 годы. Это будет строительство "легкого" метро так называемого. Оно пойдет в большей степени не под землей, а наземным вариантом, в выемках и на эстакадах. Я думаю, что мы в Новокосино приедем где-то в 2003-2004 году. Такая проработка, уже технико-экономическое обоснование этой линии делается, постановление правительства о построении этой линии есть, так что три-четыре года – и метро в Новокосино будет. При этом затем оно уйдет с Новокосино в район Жулебино и через Жулебино замкнется на станцию "Выхино" Таганско-Краснопресненской линии. Т.е. это будет такая связка между станцией "Новогиреево" и станцией "Выхино" через Новокосино и Жулебино.
А.ПЛЮЩЕВ: Замечательный вопрос, на мой взгляд: "Не планируется ли введение билета, который объединит электрички и метро?". Видно, наш слушатель бывал в Париже: там именно так и сделано.
Д.ГАЕВ: И не только в Париже. Мы договорились с начальником Московской дороги Фадеевым Геннадием Матвеевичем об этой работе. Тем более, они переходят на технику, идентичную с нами, и их техника также умеет читать наши билеты, это было одним из основных условий объединения. Так как мы работаем в единой технологической базе, я думаю, уже на следующий год появятся в первую очередь "сезонки", как мы предварительно договорились, сезонные билеты появятся, совместные для электропоезда и для метрополитена. Так что к летнему сезону, может быть, даже чуть пораньше, такие билеты пойдут.
А.ПЛЮЩЕВ: Очень коротко о дополнительных выходах на перегруженных станциях. Планируется ли строительство на каких-нибудь станциях сейчас?
Д.ГАЕВ: В планах есть, но конкретные работы не производятся из-за отсутствия просто финансовых ресурсов.
А.ПЛЮЩЕВ: "Предусмотрена ли отмена льгот для некоторых категорий пассажиров? Олег".
Д.ГАЕВ: Не я эти льготы вводил, не мне их отменять. Но вообще-то я считаю, что, если льгота предоставлена, она должна предоставляться не правом, а деньгами конкретному человеку или конкретной категории лиц, которым эта льгота предусмотрена.
А.ПЛЮЩЕВ: Последний вопрос: "Где начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев будет встречать проблемный 2000 год?".
Д.ГАЕВ: Проблемный 2000 год я планировал встречать на метрополитене вместе с целым рядом своих заместителей и руководителей предприятий. Но этот Новый год я буду встречать рядом с метрополитеном. У меня сегодня родился внук, и я могу быть обременен и такой проблемой.
А.ПЛЮЩЕВ: Мы от души поздравляем Вас. Спасибо, что пришли и ответили на очень много вопросов.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена.

Текст опубликован с сайта радиостанции "Эхо Москвы" (http://echo.msk.ru).

Наверх
Интро | Новости транспорта | Маршруты московские | История транспорта | Расписания | Москва параллельная | Подвижной состав | Библиотека | Форум | Ссылки | Карта сайта | Гостевая книга

© "МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность", 1999-2000. Павел А. Яблоков. При использовании информации с данного сайта ссылка на сайт и предварительная договоренность обязательны. Любые Ваши отзывы, дополнения, пожелания, комментарии, и сведения будут с радостью встречены.

МосТранс - Московский пассажирский транспорт: история и современность